Я и дети (рисунок и живопись)

Работа с детьми по рисунку и живописи.This WordPress.com site is the bee's knees

Программа обучения детей младшего возраста изобразительному искусству


Здесь дан текстовой материал для тех, кому приходится составлять программы своих занятий с детьми для администрации. По себе знаю, какая нудная это работа, не все художники писатели.


Любая творческая деятельность открывает человеку путь к самопознанию, к внутренней свободе. Но для ребёнка исключительно важную роль играет именно изобразительное искусство, способное дать простые, физически осязаемые средства выражения своих эмоций. Возможность непосредственного преобразования имеющегося материала свойственна только изобразительному искусству, где нет серьёзных профессиональных преград для творчества. Изучение искусства имеет отношение к познавательной, зрительной и эстетической деятельности детей. Оно помогает развивать его визуальную восприимчивость, учит видеть подробности, глубже осознавать форму и пространство, а значит, и лучше ориентироваться в мире. Зрительные образы становятся важным средством общения с другими людьми.

Занятия изобразительным искусством, не связанные обязательными ограничениями, единой темой и, следовательно, свободные от сопоставления результатов, позволяют каждому ребёнку придерживаться темпа и ритма работы в соответствии со своим уровнем общей готовности.   Очевидно, что в этот возрастной период собственная художественная практика ребёнка имеет для него большее значение, чем восприятие профессиональных художественных произведений.

В наше время искусство не привилегия избранных. Каждый ребёнок, независимо от степени своей художественной одарённости имеет право на систематическое художественное образование, от которого в значительной мере зависит уровень его общего развития и культуры.

 

 

Занимаясь изобразительным искусством, дети смогут:

— видеть, чувствовать и ценить гармонию в мире, использовать понимание её принципов в        повседневной жизни;

— выражать в зримой форме свои мысли, чувства и идеи;

— понимать характерные особенности и потенциал многих материалов, инструментов и технологи;

— применять художественные элементы и принципы в своих собственных композициях и находить их в художественных работах других.

 

Художественные знания развивают у детей:

— критическое мышление;

— способности к творчеству;

— стремление к самопознанию, к раскрытию своих возможностей;

— развивают и поддерживают эмоциональную устойчивость.


 

Часто не только родители, но и педагоги пытаются смотреть и оценивать детское изобразительное творчество сквозь призму художественного профессионализма. Иллюзорное изображение на плоскости бумаги и на сетчатке глаза достигаются сходными средствами, в основе которых лежит метод центрального проецирования. Этим объясняется лёгкость и естественность восприятия реалистических рисунков выполненных с помощью линейной перспективы и светотени.

Но нет смысла переносить принципы восприятия академического рисунка на язык детской графики, который отличается иным способом организации изображения. Надо осознать, что уровень эстетического восприятия ребёнка и его художественная практика, представляется своеобразной моделью, воспроизводящей этапы эволюции художественной формы. Мы помним наскальные рисунков людей каменного века, искусство Древнего мира, то, что принято называть детским периодом человеческой цивилизации. И никто не пытается оценивать его мерками современного академического искусства. В процессе обучения, из всего имеющегося арсенала изобразительных средств и приёмов педагог выбирает лишь те, которые наиболее полно соответствуют возрастным особенностям его детей.

Ценность детского творчества не в его техническом совершенстве, а в его эмоциональности, в способности автора ограниченными художественными средствами передать свое мировосприятие. Интуитивное чувство гармонии в цвете и линии, искренняя непосредственность в передачи эмоций характерны для лучших образцов детского творчества.


Минимум изобразительных элементов, позволяющих нам узнать в рисунке определенный образ, будем называть знаками зрительной ориентации.

 

Используя это понятие, дети, на ранней стадии обучения, могут без особых усилий в лаконичной форме придать смысловое значение любым своим изображениям. Наиболее часто употребляются такие знаки зрительной ориентации, которые помогают одушевить самую примитивную графическую форму (глаза — две точки, хвост — палочка, вода — волнистая линия). Этот, на первый взгляд, формальный приём способен совершить революцию в сознании ребёнка. Всё в рисовании становится просто и интересно, даже, если ты ничего ещё не умеешь

Можно долго и старательно рисовать, но если никто не может догадаться, что означает этот рисунок, интерес к занятиям быстро пропадает.

Попытайтесь придать квадрату вид птицы, дома, машины, минимальными средствами, достаточными только для угадывания с их помощью этих образов. Сделайте то же самое из круга и треугольника или другой фигуры. Не так важно, что вы захотите изобразить, важно, что вы сможете догадаться о существовании в изображении ключевых элементов, помогающих определить его смысловое содержание. Мы называем эти элементы знаками зрительной ориентации, потому что они ориентируют наше зрительное восприятие в заданном направлении.


Структурная схема — это изображение условным языком графики конструктивных особенностей объекта, его отличительных закономерностей. Как и знаки зрительной ориентации, структурная схема участвует в смысловом определении рисунка (что же изображено). Она до минимума сужает поток информации, отбрасывая всё богатство зрительных впечатлений. Это лаконичная форма исходных данных предлагаемых ученику на начальном этапе обучения.

В детском творчестве эта схема часто воспринимается в качестве символа, изображения-знака, обозначающего предмет или животное. Схема позволяет видеть, из каких элементов состоит объект и как они взаимосвязаны (точки соединения и их расположение относительно друг – друга). Дети старшего возраста используют структурную схему только на промежуточном этапе работы над образом. Предлагаемые задания основаны на проведении простых линий, ограниченных определёнными схемой параметрами (по форме, по направлению, по размерам).

 

Структурная схема помогает организовать линии в узнаваемый образ, а это является для ребёнка лучшим стимулом к работе и доступной возможностью самоконтроля. Если образ узнаваем, значит, всё сделано точно.


Структурная схема и её преобразование

 

С преобразованием были связаны многие упражнения, но преобразования структурной схемы имеют свои особенности. Целью данных операций является поиск выразительного движения и пропорций разрабатываемого образа.

Структурная схема, это своего рода алгебраическая формула, которая математическими знаками заменила конкретные численные значения и стала универсальной. Формула преобразуется до тех пор, пока не примет удобный для расчётов вид или не выявит новую закономерность

Самостоятельное составление структурной схемы фантастического животного будет интересно для многих детей.

Ребенок может менять по своему желанию соотношения размеров каждого элемента схемы, менять его пространственную ориентацию, придать любую конфигурацию (или позу, если это животное), не меняя при этом, структурные связи элементов, определяемых схемой.

Структурная схема из графических модулей помогла всё расставить на свои места. Получен образ животного в движении, определены его пропорции, положение в пространстве. Следующим этапом обучения будет его пластическая проработка. Необходимо добиться плавного перетекания одной формы в другую, а при достаточном зрительном опыте (запасе впечатлений) и отражения своего понимания формы животного.

 

Ни один ребёнок не оставит кошек в таком «голом»  виде. Появятся глазки, носики, усики — то, что мы называем ‘знаками зрительной ориентации’. Кошки будут полосатые, пятнистые, пушистые и облезлые.


 

Методические замечания

Детей не нужно учить формальным приемам композиции, им нужно раскрыть эстетические основы создаваемых ими рисунков, делиться с ними своим пониманием того, в чем достоинства каждой работы, какие эмоции они рождают, и главное – как это достигнуто. Если дети начнут понимать достоинства и недостатки своих рисунков, то педагог со своей задачей справился.


Степень условности

Можно показать звук музыки  (нота)
Можно показать произнесенное слово (буквы).
Можно показать позу человека (полочки)
Можно показать красоту видимого мира (совокупность эстетического восприятия).

Благодаря условности человек способен изобразить все что угодно. Знак, символ, схема — языки условные, потому что люди условились между собой об их значении. Детские рисунки так же условны, как и многие схемы, только степень условности у них различна. Если знак требует предварительной договорённости о его значении, то схематичный рисунок ребенка должен легко поддаваться расшифровке, не превращаясь в китайскую грамоту.

Дети, не владея реалистическим рисунком, пользуются графическими символами. Они заучивают множество схематичных изображений полученных от родителей, от старших детей, отовсюду, где только можно, и это усваивается, как рисуночное письмо. Вот это — домик, это – цветок, это – кораблик, а это – человечек. И всё, — никаких характеристик, никаких градаций, только обозначение предмета.

Обычно, для родителей становится полной неожиданностью изобразительное творчество их детей. Малыши под руководством художника-педагога успешно используют условный язык графики для выражения своих чувств. Оказывается, дети готовы нарисовать не просто человечка, а девочку, и не просто девочку, а веселую или грустную девочку.

.

Будем считать отражение реального мира с максимальной полнотой зрительной информации, верхним пределом шкалы условности. За нижний предел примем схематическое изображение, передающее минимальный объём информации


 

Методика ограничений

 

Ограничивая детей в выборе тех или иных изобразительных средств, мы всё же оставляем свободу выбора, а не предлагаем готового решения. Снять все ограничения – значит отказаться от возможности целенаправленного обучения детей. Смысл метода в создании ограничений такой ширины потока, который позволяет каждому ученику найти в нём свой путь передвижения. При этом все сохраняют заданное педагогом направление. Свобода личности с правом  выбора при некоторых ограничениях  (ограничениях не прав личности, а способов реализации этих прав) позволяет целенаправленно организовать процесс обучения.

 

 

Возрастные ограничения

 

Они отчетливо проявляются в рисунках дошкольников и младших школьников.

Используется только фронтальная перспектива, ни каких ракурсов и перспективных сокращений. Отсутствие единой точки зрения (туловище кота может быть изображено в профиль, а голова – в фас). Отсутствие светотени и прямых линий (все сикось-накось).

 

Ограничения, определяемые педагогом

 

Это могут быть самые разнообразные ограничения: по уровню детализации образа {та или иная степень детализации образа}, по глубине пространства {плоскостное, пространственное}; по технике исполнения и многие другие.


Фактор узнавания изображения
является определяющим для ребенка. Ни характер образа, ни его отношения с окружением, а только узнавание служит целью рисования. Это стадия рисуночного письма знаками.

 

Рисунок предметов может быть и не похож на оригиналы, но в определенных обстоятельствах мы без труда определяем, где что изображено. Попросим нарисовать папу, маму и себя. Можно ограничиться схематичным способом их изображения, чтобы облегчить детям выполнение задания. Туловище – прямоугольник, голова – овал, руки и ноги – палочки. Пытаемся вначале понять, чем же отличаются друг от друга изображаемые люди. Определяем: кто из них самый высокий и кто самый низкий;

кто самый полный и кто самый худой; в чем отличие мужчины от женщины (длинна волос, одежда, украшения и др.); отличие ребенка от взрослого; фасон одежды и дт.

Рассматривая рисунок каждого человека по отдельности, мы, скорее всего, не сможем ни кого узнать. Но, как только они будут представлены вместе, различие их форм сразу подскажет нам, где нарисован папа, где мама, а где их ребенок. Это, непритязательное, на первый взгляд, задание дает ключ к пониманию самого процесса рисования, к пониманию важности сравнения одного образа с другим. Рассматривая натуру, художник постоянно ищет в ней меру отличия одного от другого. Он сопоставляет высоту и ширину объекта, что расположено выше, а что ниже, что светлее, а что темнее. Передавая на бумаге найденные в натуре соотношения величин, тональностей, цветовых отношений, он добивается сходства изображения с натурой. Задача педагога – подобрать объекты для рисования с ярко выраженными отличиями одного от другого. Начинаем с очевидных контрастов: человек и животное, птица и рыбка, машина и самолет. Сравниваем, чтобы найти различия! Если сможем передать даже в схематичном рисунке найденные различия, а тут нет ничего сложного, то сможем передать, если и не сходство, то хотя бы  тип предмета (автомобиль это или курица).


Несуразные действия

Очень часто возникают ситуация, при которой ребенок оказывается в растерянности. Он знает, что дорога черная, морковка красная, а дома не летают. Родители, глядя на рисунки сына, постоянно твердят ему заученную фразу – так не бывает, ты что, не умеешь рисовать! И не будет у этого правильного ребенка на бумаге летающего дома и голубой дороги.
Бабушка наотрез отказывалась понимать «богохульные» рисунки и вскоре забрала талантливую внучку домой. Уместно будет заметить, что католики не допускают на занятиях с детьми кукольный театр и танцы. Так что в жизни соединить не соединяемое не всегда удается.

Отказ от копирования

 

Хорошо известно стремление детей к копированию понравившихся им картинок. Если ребенок ни с кем не обучается рисованию, то копирование рисунков художников вполне закономерное явление. Многие родители стараются поощрять это занятие, полагая, что таким образом их ребенок овладевает искусством рисования. Это хорошо заметно педагогу, когда ученик на занятиях начинает упрямо повторять заученные дома изображения из мультфильмов или детских книг. Любые попытки изобразить эти персонажи в другом ракурсе или в другой позе приведут ученика к разочарованию. Можно на глаз точно срисовать математическую формулу, но нельзя ее преобразовать, не владея математикой. Вряд ли надо демонстрировать в этом вопросе жесткую бескомпромиссность по отношению к малышам и младшим школьникам. Но это просто необходимо в работе с подростками, когда они приступают к рисованию с натуры. В этом случае, зрение, воспитанное на копировании «плоских» изображений, с большим трудом удается переключить на правильное восприятие объектов в пространственной среде (так называемая «постановка глаза», будет проходит невероятно трудно).


 

Всегда надо учитывать различие в восприятии детьми ваших пояснений, рассчитанных только на слух, или одновременно на слух и иллюстративный материал. Часто можно получить от детей оригинальные решения композиции, заданных вами в устной форме. Проще говоря, не всегда следует подпитывать воображение детей «подходящими картинками», может случиться обратное, и вы получите множество перепевов одной темы. Многое зависит от исходного багажа зрительной информации учеников. В одном случае требуется показать возможные варианты иллюстративным материалом, в другом бывает достаточно легкого словесного намека, чтобы воображение активно включилось в работу. Если в голове у ребенка пусто, то любое ваше красноречие без демонстрации иллюстративного материала даст нулевую отдачу.


 

Задача — найти в море информации, хранящейся в голове, те ее массивы, которые можно привлечь к решению изучаемой проблемы. Интуитивный подход на раннем этапе изучения задачи основан на механизме поиска ассоциативных связей между различными, имеющимися в голове, фактами, относящимися (не всегда очевидно) к рассматриваемой проблеме. Найденная информация, концентрируется в оперативной памяти мозга. Не включая интуицию, мы теряем доступ к скрытой от нашего сознания (именно не очевидной) информации, теряя способность к нестандартным решениям проблемы.  Искусство, как ни что иное, способно развить наши способности к ассоциативному мышлению.


 

Способности к рисованию определяются, помимо природных данных, и интеллектуальным  диапазоном человека. В начальной стадии обучения (у малышей) исходный уровень готовности не так заметно влияет на процесс обучения, как степень впечатлительности ребенка, его повышенная эмоциональность. В старшем возрасте сильным стимулом к работе обладают не просто «умники», а особо чувствительные «умники», которых зрительные впечатления очаровывают и буквально завораживают, как и в раннем детском возрасте. По мере взросления человек начинает осознавать меру своих способностей к рисованию и, в зависимости от нее, сохраняет мотивацию к занятиям или ее теряет. Здесь огромную роль играют внутренние установки на то, что настоящее – это профессиональное академическое рисование, а всё иное от неумелости. Бывает, сразу трудно понять, что даже очень реалистичное изображение не всегда способно вызвать ответные чувства, в то время, как даже наивный детский рисунок может содержать в себе бездну эмоций, находящих мгновенный отклик в душе человека. Одно дело, передать на бумаге все объективные внешние характеристики явления, и другое дело, передать изображением свое эмоциональное состояние. Искусство воздействует через эмоции, оно рождает эмоции, благодаря чему и существует.


 

То, что могут все

 

Не желая при первой встречи травмировать психику неопытного ученика (все в группе напряжены от неизвестности – получится у них или нет), просим на первом занятии нарисовать то, что наверняка могут все.

Это могут быть линии разного характера (умные, хитрые, дружные, веселые, прямолинейные или колючие), силуэты бесформенных предметов (облака, камни, картофель), простые геометрические формы (круг, квадрат, треугольник) – все это дает возможность говорить с детьми о свойствах изобразительных элементов, о их взаимоотношениях друг с другом и о тех чувствах, которые рождаются от восприятия рисунка. Для выполнения этих рисунков особых умений не требуется, и ребенок чувствует себя в этих обстоятельствах уверенно.


 

Детское творчество характерно спонтанным переплетением условного знакового рисования с элементами реалистического рисунка. Если профессионал пользуется примитивами осознанно, создавая наивное искусства, то ребенок просто вынужден пользоваться условной графикой знаков, и внедряет в нее реалистические элементы только по мере своих возможностей. Как говорится, — не умею, но очень хочется. Нет больших проблем в достижении «чистоты стиля», достаточно волевым образом ограничить детей в использовании хотя бы перспективы и светотени, и закрутить все во круг графического дизайна.. Но достигнув одного, мы потеряем другое, то, что собственно и зовется детским творчеством, — детскую непосредственность, детский взгляд на освоение приемов рисования. «Не умею, но очень хочется» должно присутствовать в каждой работе ребенка, в этом вся соль обучения (мы, же понимаем разницу между родниковой водой и дистиллированной).


Создается масса книг для детей с готовыми образцами художественных поделок, где предлагаются подробные описания приемов их изготовления. Авторы, как бы говорят читателю, смотрите, что я придумал для вас, попробуйте-ка повторить. Мне хочется увидеть книгу,  где художник объясняет детям, как он придумывает такие красивые работы, а не, как их надо повторять.


 

Вытащил сюда свой ответ на посланное бабушкой фото внука с его рисунком (в одном из комментариев).

«А, вот и рисунок появился. Автор путешествует в космосе! Вероятно, он летит в большой ракете из которой валит пламя. Космонавту надо смелее работать цветными фломастерами, зачем-то они лежат в наборе? Интересно, как бы он раскрасил ракету? Наверняка, носовую часть он сделает красно-оранжевой, потому-что, если в рисунке будет красное (а как же без красного), то оно должно быть ближе к центру листа, чтобы не нарушать равновесия композиции. Думаю, он согласится, ведь, я диспетчер из центра управления полетом. Сама ракета может стать фиолетовой (этот цвет состоит из красного, а у нас нос почти красный, и из синего, а у нас фон будет синий). Получается красная ракета, только корпус с оттенком синего, а нос с оттенком желтого. Это, так называемые родственные цвета к красному. Окошки, мелкие, но важные детали. Обычно мелочь используют для создания мерцающих всплесков насыщенного цвета на приглушенном фоне. Попробуй светло-салатовый. Не уверен, что твоего терпения хватит на аккуратную закраску, и все же постарайся. Останется пустяк, придумать способ объединения всех разрозненных элементов в цельную композицию. Чтобы не закрашивать весь фон космоса, попробуй изобразить ленты завихрений (спиралевидных), проходящих через всё летающее, и преимущественно в центре. Сеанс связи закончен. Бабушке привет передай.
Роман.»

Возможно, сказанные экспромтом слова для бабушки и внука окажутся самыми нужными среди всего этого «умного» текста. Показан реальный ход мысли педагога на занятиях с детьми, который в инструкциях не передать. Я мучительно долго  искал форму подачи материала, и вот, она появилась естественным путем, а не высосана из пальца.

Внук (482x578, 46Kb)

Обычно, дети начинают рисовать, не задумываясь над выбором места на листе, не задумываясь о том, что у бумаги есть верх и низ, право и лево. Просто, есть поверхность, где можно рисовать. Ребенок может спокойно развернуть рисунок под углом и продолжать работу над другим объектом, не относящимся к первому. Удачный образ может оказаться в самом углу и крошечного размера. Представления о картинной плоскости, как о едином пространстве, пока не сформировано. С этого и начинайте. Не вращайте бумагу, даже, если руке не удобно проводить линию, определитесь, что рисуем, начинайте с главного объекта, следите за его размерами (чтобы он не был малюсеньким), старайтесь располагать его ближе к центру, ощущайте нижний край листа, как землю, а верхний, как небо. Как только появятся светлые контуры объекта, начинают сыпаться «ненавязчивые» комментарии педагога. Его волнует, пока, только одно, равномерное заполнение изобразительной плоскости рисунком. Он рассуждает вслух, что можно подрисовать к объекту, или, какой новый объект подрисовать, иначе бумага будет гулять свободной (равновесие композиции). Поддерживайте ощущение игры, общайтесь с линиями, с объектами, как с живыми существами, разговаривайте от их лица, сочувствуйте одиноким, помогайте найти друга, доставьте им радость цвета. Фундаментальное правило, педагог не имеет право рисовать в детской работе. Это закон. Рисуйте на своей бумаге, передразнивайте детский рисунок, если у вас зудят руки, но не лезьте к ребенку. Другое естественное правило, не рисуйте то, чего ребенок не может понять и повторить. Забудьте о перспективных ракурсах и светотени, создающих иллюзию глубины пространства. Оставьте это до лучших времен.

Вернемся к рисованию. Не случайно ребенку дали набор цветных фломастеров. Но, что с ним делать? Закрашивать штриховкой контуры, страшная мука. Рука не слушается, терпение быстро лопается, и вообще, ничего больше не хочется. Не хочется, оставьте в покое рисунок и его автора. Достаточно того, что он успел закрасить. С каждым днем объем работы естественным путем будет увеличиваться, очень быстро станет понятна роль цвета в создании образа. Красочный рисунок не сопоставим с бледным и не выразительным контурным наброском. Теперь, важное, но бесполезное замечание. Когда детей много в компании, работает фактор «гордыни».  Стремление к лидерству, к самоуважению, желание не отстать от друзей, все это играет на руку самодисциплине, приучает к упорству в работе.  Но, есть и издержки,  возникает стадное чувство, когда в творчестве одни подражают другим. Но это отдельная тема.


Мы рисуем дом


Мы рисуем дом

Возраст ребенка и степень его готовности к обучению определяют и уровень сложности работы.
Малыши должны накопить опыт в создании простых по форме объектов, чтобы потом создавать более сложные композиции.


3291865_ (700x672, 203Kb)

Прямоугольник с кривыми углами назовем словом дом, чтобы все об этом знали и не задавали глупые вопросы.. Добавим к нему еще два прямоугольника, которые станут окнами и дверью.

Их уже не надо как-то называть, мы создали характерные детали, которые так взаимосвязаны между собой (расположением, размерами), что сами показывают  зрителю, — это дом, а не что-то другое.

Заметьте, ребенку не надо указывать, где располагать окна и двери, какого размера будет сам дом и его пропорции, ему дано право выбора, и он не ошибется.

Родители должны полюбить рисование уже за то, что оно воспитывает в их детях самостоятельность.

Мы знаем, что каждый объект можно детализировать до бесконечности. В данном случае ребенок помечает окна и дверь своими крестиками, популярными в детском рисовании.

Посмотрим на этот процесс, как на способ разбивки формы на части. То же сделаем и с самим домом, разобьем его на несколько кусков.
Процедура дробления формы помогает нам в работе с цветом.


3291865_Razbivka_poverhnosti02 (700x672, 270Kb)

В изображении, если это не дорожный знак, присутствует масса деталей, которые дают полезную информацию зрителю. Художник смотрит на все это богатство с корыстными намерениями, и пытается выбрать для себя только самое ценное.

Даже без большого опыта в рисовании, ребенок способен насытить объект простыми деталями, а когда их много и они однотипны, он превращает их в фактуру.

То, что вы видите, нарисовать не проблема.

Мы продолжаем всеми способами дробить объект на детали, усложняя графику листа. Обратите внимание, здесь не требуется владение перспективой и светотенью, здесь требуется изобретательность, и ребенок получает возможность ее проявить.

Есть небольшая хитрость. Возможно вы уже заметили и сами, что в рисунке использованы только прямые линии. Это не значит, то весь рисунок должен строиться на прямых. Просто, возьмите себе на заметку, что помимо прочего, именно подобие вносит решающий вклад в организацию  стиля.


3291865_Razbivka_poverhnosti03 (700x628, 179Kb)
Вам ничего не стоит добавить новый объект в рисунок, выполненный лекальными линиями, в контраст к прямым линиям дома. Контраст оживляет работу.

Дерево можно разбить на части множеством способов, самые доступные здесь показаны. Постоянно помните об уровне сложности, который должен соответствовать готовности ребенка.к обучению.



Мы уже говорили, что малыши создают рисунок подрисовыванием одних объектов к другим, заполняя лист бумаги как придется (конечно, если вы не начнете подсказывать ему, где и что лучше изобразить, чтобы сохранить равновесие в композиции.

Другое дело, когда за дело берутся подростки, они способны работать по своему эскизу.

С появлением на бумаге первого объекта, возникает множество проблем с композицией. Вы должны думать не только о смысловом содержании работы, но и о гармонии пятен, цвета, линий.

 

3291865_Razbivka_poverhnosti04 (626x700, 254Kb)
Дом требует опоры, — появляется земля.

Видно, что одна часть листа загружена с избытком, тогда, как другая гуляет без дела, — появляется дерево. У вас может появиться все, что угодно, но у меня — дерево.

С деревом не все так просто. Ну;но определиться с его размером, с местом расположения.Кстати, обратите внимание, дерево у досчатого и кирпичного дома имеет прямые полосы цвета, а у дома с произвольными пятнами цвета, крона дерева так же разбита на произвольные пятна. Не закон, но помогает в согласованности деталей композиции.


3291865_Razbivka_poverhnosti05 (700x538, 214Kb)

Каждый новый объект появляется не с бухты-барахты, у него свое предназначение.

Дым связывает имеющиеся крупные объекты в единый «узор», обогащая своей лентой общий силуэт работы.Дым можно заменить облаками, самолетами, птицами, всем, что вам по душе.


3291865_Razbivka_poverhnosti06 (700x285, 118Kb)

Вводя перекрытия, вы уже автоматически расслаиваете поверхность листа. Становится ясно, что за чем расположено, что  ближе, а что дальше.

Ряды кирпичей, полосы дерева, ступени лестницы дают повод поговорить о ритме, как организующем факторе композиции. Стоит полосы кроны дерева наклонить, и они перестанут согласовываться с направлением лент кирпича. Общий наклон дома, дерева и лестницы так же создают ритм.

Опытные рисовальщики (подростки) могут ввести сложности в рисунок форм, ввести тени, пускай и самые простые, и даже намеки на перспективу.


О цвете ничего не говорил, это бесполезное дело. Только намекну на существование самых понятных детям цветовых сочетаниях: — родственные цвета (во всех цветах есть примесь цвета-папы), теплые или холодные (принцип выбора плюса или минуса температуры цвета).

Можно, конечно пойти путем выбора контрастных сочетаний или вообще обойтись без принципов, ваша воля.

В каких бы сочетаниях вы не работали, не забывайте о насыщенности цвета (яркие — тусклые), и о светлоте,



Все мои рассуждения ничего не значат без понимания вами роли техники и материалов в формировании «фактуры» живых работ, а не на компьютере.
3291865_00 (700x538, 214Kb)
Первые мазки на чистой бумаге без предварительного рисунка. Когда они высохнут, цвет заметно побледнеет.

Здесь два оттенка цвета.В акварели работа начинается с самого светлого, в гуаше, масле или акриле начинают с темного.


3291865_02 (700x556, 269Kb)
Первый опыт не очень удачный. Сухость цвета, мало его оттенков.


3291865_05 (700x559, 297Kb)
После промывки акварели мягкой кистью под струей воды, тоски по смытому не было, осталось что-то загадочно непонятное.


3291865_P1030729_1_kopiya (700x646, 347Kb)
Я решил поработать в холодной тональности прозрачными красками (все эти охры и земли дают глухие тона).


3291865_P1030729_1_kopiya1 (700x532, 294Kb)

3291865_P1030729_1_kopiya2 (700x292, 154Kb)
Фрагменты позволяют взглянуть на акварель, как на кладезь фактур. И тут не так важно отсутствие предметности в передачи форм.


Дети старших групп могут большее.

3291865_P1030723_kopiya (647x700, 332Kb)
Можно попробовать сделать карандашный рисунок дома, слегка подцвеченный акварелью.


3291865_P1030723_kopiya1 (700x657, 381Kb)
Не забывайте вкраплять в основной цвет заливки различные его оттенки.


3291865_P1030724_kopiya (665x700, 328Kb)

3291865_P1030725_kopiya (658x700, 321Kb)

3291865_P1030725_kopiya1 (700x437, 226Kb)

3291865_P1030725_kopiya2 (700x495, 271Kb)

3291865_P1030727_kopiya (700x637, 277Kb)
Рисунок не большой, это видно по размеру карандаша.


Как видно из этих примеров, реальная живопись не имеет ничего общего с цифровыми технологиями, которые помогают только проиллюстрировать словесные рассуждения о работе над композицией.
Несколько иллюстраций из других страниц.
3291865_Babochka (700x487, 36Kb)

3291865_Manka00 (577x700, 219Kb)

3291865_Peshehod4D_kopiya (522x700, 208Kb)


3291865_KotikiA (700x611, 207Kb)
Напомню, о чем говорил.

Развитие самостоятельности детей,
метод разбивки поверхности,
фактура,
подобие,
ритм,
метод ограничения…

Надеюсь, вы понимаете, это не мастер класс по рисованию домов. Из того же прямоугольника можно нарисовать автомобиль, голову…

Пропорции


Пропорции

 

Разрозненные страницы ранних публикаций собрал в одну обобщающую. Материал расчитан на педагогов, занимающихся с детьми рисованием.


 (538x695, 170Kb)

У каждого из нас свои представления о пропорциях. Многое зависит от опыта нашего с ними соприкосновения. И нет ничего странного в том , что отношение к пропорциям в быту, в науке или в искусстве у всех нас разное .
Определить точное соотношение веществ, составляющих приготовленное к столу блюло, по силам, может быть, только хорошему повару или дегустатору. Но важность точного соблюдения пропорций продуктов, указанных в рецепте, понимают все. Чтобы получить нужного цвета краску, колорист должен точно выдержать указанные ему пропорции составляющих ее цветов. Точность, конечно, относительная. Можно налить пол стакана, а можно выверить все на весах в граммах. Художники, обычно все делают на глазок. Чуть больше, чуть меньше, выше — ниже, все диктуется его чутьем, вкусом и сердцем. А вот,  архитекторы и дизайнеры стараются выверять  пропорции своих шедевров с математической точностью.
Понимать значение пропорций в изобразительном искусстве важно, но недостаточно. Художник, рисующий с натуры, помимо всего прочего, должен уметь “на глаз” точно передавать пропорции натуры, которую он изображает.
Художнику приходится постоянно заниматься поиском своих оригинальных пропорций при разработке очередного проекта.

Говоря о пропорциях, чаще всего имеют в виду пропорции формы,  которая несет основную смысловую нагрузку. Но пропорции играют важную роль и в цвете, и в светлотности. Все эти параметры, в какой-то мере, отвечают за визуализацию формы.

Зрение часто сталкивается одновременно с большой, малой и средней величинами. Это может быть темное, светлое и промежуточное состояние освещения. Это большая площадь, малая и средняя. Это самая яркая, самая тусклая и какая-то промежуточная насыщенность цвета. Там, где есть хотя бы три величины, там есть и пропорции.

 (538x518, 193Kb)


Постоянство соотношений

Объект может быть большой или маленькой, гладкий или колючий, черный или красный, мягкий или твердый. Но художника в первую очередь интересует форма объекта, его пропорции.  Именно с поиска нужных пропорций, в большинстве случаев, и начинается работа над образом.

Есть объекты, у которых ширина и высота в любом случае находятся в постоянном соотношении. Стоит немного отклониться от «родного» соотношения, и квадрат перестанет быть квадратом, а круг кругом.

 (699x333, 29Kb)
Стороны квадрата и круга всегда относятся, как один к одному.


 (699x565, 60Kb)

Часто бывает, что фигуры различны по размеру, но соотношения высоты и ширины у них неизменны, и форма не искажается.  В таком случае говорят, что изображения выполнены в разных масштабах.
Пропорциональное изменение величины объекта воспринимается, как его удаление или приближение в пространстве. Общий размер изменяется, а соотношение высоты и ширины неизменно.

Когда художник рисует с натуры, он стремится создать её уменьшенное изображение с точной передачей пропорций. Если в натуре ширина горшка укладывается в его высоту полтора раза, то и на бумаге надо передать те же пропорции.


Всё относительно

Изменение  ширины объекта относительно  его высоты приведет к вытягиванию его формы.

 (699x573, 40Kb)

Различия в пропорциях фигур увеличиваются. Ширина фигур одинакова, но укладывается она в высоту все большее и большей число раз. Объект вытягивается, растет в высоту.


 (698x410, 64Kb)

В поисках удачных пропорций можно изменять не только соотношения высоты и ширины всего объекта, но и соотношение какой-либо его части к целому (прямоугольник относительно головы, борода относительно головы).


Учебная работа художника с натуры предполагает передачу максимально точно пропорций объекта.


«Золотое сечение»

Профессиональный художник способен передать в портрете пропорции головы  натурщика с высокой точностью, не прибегая для этого к техническим средствам измерения. Но есть такие области искусства, где поиску пропорций “на глазок” довериться невозможно. В архитектуре и дизайне пропорции занимают первостепенное значение. Современные цифровые технологии решают задачи, стоящие перед проектировщиками, практически, мгновенно и с математической точностью.

Чтобы получить пропорцию, достаточно иметь три величины (отрезок линии и две ее составные части).

 (699x221, 21Kb)

Деление прямой линии на равные части создает условия  равновесия, покоя,симметрии и статики  (левый рис.).

Деление линии в среднем и крайнем отношении (золотое сечение), создает условия
динамики, неустойчивости, асимметрии (правый рис.).


Интересные свойства пропорций:

 (698x183, 19Kb)

Квадрат, построенный на меньшей стороне прямоугольника с пропорциями “золотого сечения”, отсекает часть этого прямоугольника, имеющего те же пропорции “золотого сечения” (левый рис.).

Прямоугольник, построенный на стороне и диагонали квадрата (правый рис.). Если его делить пополам, то половинки сохраняют пропорции целого прямоугольника (форматы бумаги разных номеров).


Пропорции площадей тональности

Пропорциональные соотношения площадей и количество градаций тона  выбираются в зависимости от того, какое эмоциональное состояние композиции необходимо получить.
Например, там, где преобладают темные тона и мало светлого, возникает тревожное, мрачное настроение, а может быть и таинственно умиротворенное. Многое зависит от контекста формы.

Роль соотношения площадей светлого и темного очень наглядно проявляется в орнаментальных и декоративных композициях.

Тональность (699x588, 102Kb)

Представленные примеры показывают процесс поиска возможных соотношений количества светлого и темного, поиска их пропорций. Картинки в каждом вертикальном столбце имеют сходные пропорции количества различных тональностей. Площадь белого занимает всё меньше и меньше места (сходит на нет).
Надеюсь, всем понятно, что цвет можно подчинить пропорциям с не меньшим успехом.


Немного о практике

Навыки передачи пропорций каждой детали относительно образа в целом легко получить при конструктивном рисовании.

 (510x113, 26Kb)

Пропорции фигуры полного и худого человека, взрослого и ребенка,
не одинаковы. Передача этих различий в рисунке  помогает начинающему художнику конкретизировать образ, сделать его более узнаваемым и выразительным.


 (511x113, 18Kb)

Как мы уже знаем, малейшая ошибка в пропорциях, и круг станет
эллипсом, а квадрат прямоугольником.  Этот пример очень наглядно показывает роль пропорций в рисунке.


Интересно рисовать персонажи с предельно утрированными пропорциями
в сторону уменьшения и увеличения. При этом, значение
пропорций в рисовании ощущается острее.


Следующая тема относится к разделу «Рисование с натуры», но мне думается, что она будет полезна и здесь.

 

ПРОМЕРЫ В РИСУНКЕ


Чтобы определить отношение ширины к высоте надо одно разделить на другое.
Если высота равна 2, а ширина 1, то отношение будет равно 1/2.
Говоря человеческим языком, надо узнать сколько раз ширина объекта уложится в его высоте.

 

 

 (699x431, 60Kb)

В высоту объекта укладывается две его ширины.

Художник смотрит на рисунок ученика и говорит ему, надо проверить  отношение высоты фигуры к ее ширине, мне кажется, вы ошиблись в пропорциях. Как понимать эти слова?

 

 

 (454x346, 88Kb)

Здесь показан куб, который мы рисуем.

 (454x343, 72Kb)

Вытянув до предела руку с карандашом вперед,
мы отмечаем пальцем высоту рисуемого куба.

 (454x343, 72Kb)

Не сдвигая палец-метку на вытянутой руке, мы поворачиваем карандаш горизонтально и совмещаем его с шириной рисуемого куба. Запоминаем зрительно на карандаше, как сильно ширина отличается от высоты (чуть короче отрезка карандаша).

Повторяем те же замеры, но уже на рисунках с ошибочными пропорциями.

 (454x346, 85Kb)

 

 (454x346, 83Kb)

 

 (454x346, 87Kb)

 

 (454x346, 87Kb)

Хорошо видно, что в первой паре рисунков куб явно уже, а во второй много шире отрезка карандаша.

 (454x346, 77Kb)

Здесь показан рисунок (фото, конечно) с точными пропорциями.

Как только ученики узнают о таком способе проверки рисунка, они перестают рисовать, и занимаются бесконечными замерами. Реальная точность таких замеров очень низкая, но есть и плюсы. Ученики лучше начинают понимать значение термина «отношения сторон».

 


О САМОКОНТРОЛЕ
(для тех, кто только начинает осваивать рисунок с натуры)

С помощью карандаша можно проверять взаимное расположение деталей, уточнять углы наклона прямых и многое другое. Замечу, всё сказанное относится к тому периоду обучения, когда глаз ещё не приучен правильно видеть натуру, и ошибки в учебном рисунке наслаиваются одна на другую. Ежедневные быстрые наброски с натуры отлично развивают глазомер и пространственное видение художника. Вы очень скоро сможете забыть о механических средствах контроля, и рисовать без грубых ошибок. А пока…

Вытяните вперёд руку с карандашом и расположите его вертикально, совместив с углом куба (смотрите одним глазом). А теперь присмотритесь, как далеко силуэт головы расположен от карандаша-вертикали. В натуре хорошо видно смещение головы влево от карандаша, а на рисунке край головы находится на одной вертикали с углом куба. Ошибка найдена вовремя, ещё та стадия рисования, когда идёт уточнение основных масс формы, и до деталировки дело не дошло.
Проверкой двух точек вы не ограничитесь, кроме того, совсем не обязательно манипулировать карандашом, если принцип проверки горизонталью и вертикалью вами понят. Берём одну деталь натуры и смотрим, что там далеко внизу под этой деталью находится. Если на рисунке под выбранной деталью находится что-то другое, у вас ошибка.


Все методы проверки основаны на простом сравнении двух удалённых друг от друга точек. Требуется передать в рисунке их взаиморасположение точно в соответствии с натурой. Постоянно мысленно сравниваем, что выше, а что ниже, что правее, а что левее. Не велика хитрость, но почему-то она доходит не до каждого.


[more]

Держите карандаш не вертикально, а по наклону ребра куба. Попробуйте, не меняя наклона, переместить его к противоположной грани. Таким образом вы сможете лучше увидеть различие в направлении граней, и точнее передать его в рисунке. Постоянно ищите различия в направлениях. Как правая линия отличается по направлению от левой, как у черепа линия затылка отличается от лицевой линии по направлению? Это и есть самоконтроль в рисовании.


 


Держите карандаш горизонтально у ближнего к вам угла куба. Попробуйте запомнить угол  между уходящим в даль ребром основания и горизонтали, прикиньте, как сильно он отличается от  45 градусов. Таким образом мы пытаемся проверить точность направления ребра в рисунке. С непривычки, правильно нарисовать наклон грани очень трудно, и ориентир в виде горизонтального или вертикального карандаша бывает весьма к стати. «Брать» точно углы с первого раза, большое искусство, оно приходит к тем, кто делает много набросков с натуры.



Ритм


Ритм

(начальные сведения)

Говоря о ритме, мы подразумеваем определенную закономерность
в развитии какого-либо явления.
Хаотичность в композиции всегда воспринимается болезненно,
и любой намек на присутствие в ней хоть какой-то закономерности
дает надежду на оздоровление нашего восприятия.
Запомнить порядок легче, чем беспорядок.
Присутствие ритма, один из способов упорядочения композиции.
Традиционно, различают две группы ритмов:
— метрический, когда повторяются равные величины;

 (698x149, 12Kb)

— динамический, основанный на закономерном изменении величин

(в данном случае изменяются пропорции формы и интервал)

 (698x151, 8Kb)

Изменяться может ни только форма и интервал, но и тон,

что усиливает динамику ритма.

 (696x140, 7Kb)

Цвет способен оживить любой ритм, смягчая его монотонность или движение.

 (698x339, 66Kb)

Ритмы способны вплетаться друг в друга, использовать изменение наклона

и всего, что только можно вообразить.

 (699x480, 120Kb)

В реалистичных композициях ритм проявляется не так отчетливо и математически точно,

как в орнаменте, но он должен гарантированно улавливаться нашим восприятием.

 (490x699, 85Kb)

Тура, Козимо. Мужской портрет, Италия, 1450-1452, 30 x 21 см
Дерево, темпера
Нью-Йорк. Музей Метрополитен

Не думаю, что глядя на этот портрет, кто-то вспомнит о ритме.

Образ настолько притягателен своей внутренней и внешней замкнутостью,

что анализировать динамику нарастающих завитков прически просто не хочется.

 (538x407, 97Kb)

Тенирс Младший Давид: Натюрморт

Пример организации динамического ритма в натюрморте

(россыпь книг на столе). Согласитесь, оба примера весьма схожи

между собой.

Теория цвета


Теория цвета


Хроматические цвета

Если для ахроматических цветов главным и единственным свойством является способность изменяться по светлоте, то для хроматических цветов главным свойством является способность изменяться по цветовому тону. Два других их свойства, таких, как насыщенность и светлота регулируется с помощью  ахроматических цветов.

 (422x580, 93Kb)


Насыщенность цвета
уменьшается с изменением светлоты цвета (темнее — светлее).

 (283x700, 71Kb)

Одно из ключевых понятий в цветоведении. У нас постоянная потребность высветлять или затенять цвет. В обоих случаях цвет теряет свою яркость (насыщенность). Он, либо выбеливается, либо «чернится». Объект гасится, уводится от нашего внимания. Все внимание остается на самом ярком цвете! Кроме управления нашим вниманием, уровень насыщенности может создавать общую цветовую гамму, колорит работы (в приглушенных тонах, в ярких тонах, в серебристых и т.п.).


Основные цвета

Все разнообразие спектра белого света основано на взаимодействии — красного, желтого,  синего и зеленого. Это основные цвета для красок, и они не содержат в себе посторонних оттенков цвета.

Оптическое смешение позволяет получать любой другой цвет,  используя только три основных цвета – красный, желтый и синий.

 (283x552, 90Kb)

Двухцветная юла (цвета на концах диагонали цветового круга) при вращении становится белой.


Дополнительные цвета

Каждая пара из четырех основных цветов в сумме образует белый цвет, поэтому их называют дополнительными. В круге они расположены друг против друга, красный напротив зеленого, а желтый напротив синего. Основные цвета не содержат примесей других цветов.

 (283x493, 68Kb)

Любой другой промежуточный цвет так же является дополнительным к цвету, расположенному на противоположной стороне круга.

Зачем это знать? Если вы любите предельно яркие, звенящие работы, создавайте в каждом ее кусочке цветовой контраст, то есть, рядом с выбранным вами цветом помещайте дополнительный к нему цвет. Эти пары легко найти в цветовом круге (они на концах любой его диагонали).
Контрастные цвета, это и есть те самые пары из дополняющих друг друга цветов.


Родственные цвета

Все сочетания цветов, выбранных в пределах одной четверти цветового круга, представляют группу родственных  цветов.

 (325x686, 123Kb)

Кровное родство здесь подменяется родством по цвету. Оранжевая гамма в своих смесях содержит в разных пропорциях два основных цвета — красный и жёлтый, салатовая гамма содержит — жёлтый и зелёный, и т. д.

Смотрим, как меняется рисунок в кружках, в зависимости от выбора той или иной группы родственных цветов. Какую бы группу вы не выбрали, цветовая гамма будет мягкой и дружелюбной. Для детей, это самый понятный вид сочетания цветов.


Родственно-контрастные сочетания цвета

Данный принцип гармонизации цветов очень часто встречается в практике художников. Он напоминает действие цветного фильтра (или источника света), который своим цветом объединяет все, что сквозь него видно.

 (404x602, 140Kb)

Родственно-контрастными отношениями связаны те цвета, которые находятся в двух соседних четвертях цветового круга.
Если взять любой основной цвет, то его соседние четверти можно использовать для получения родственно-контрастных сочетаний. Основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий) не входят в эти сочетания. Почему? Они все чистые, без примеси других оттенков. 

Группы родственные, так как в их составе присутствует один, общий для всех основной цвет, тот, что разделяет соседние четверти. Но группы и контрастные, так как одна из них содержит примесь, контрастную по цвету примеси другой группы промежуточных цветов.

Данные сочетания цветов привлекательны своей веселой, но не броской контрастностью.


И так, родственные сочетания принадлежат одной четверти цветового круга, а родственно-контрастные, двум соседним четвертям.


Холодные сочетания цвета

Половина цветового круга, которая содержит синий цвет и его оттенки, вызывает ощущения холода.

 (572x440, 130Kb)

Как подобрать сочетание холодных цветов, не зная, где они находятся! Все знают о существовании теплых и холодных цветов. Какая  в том польза? Художник постоянно говорит себе, это надо сделать теплее, а это холоднее, то же он часто повторяет и детям, или спрашивает их об этом. А еще говорят о теплой и холодной гамме (сочетании цветов).


Тёплые сочетания цвета

Половина цветового круга, которая содержит желтый цвет и его оттенки, вызывает ощущения теплоты солнечного света.

 (572x440, 138Kb)

Обычно, такого объяснения детям достаточно. Тёплые и холодные, родственные, это те сочетания, которые не вызывают вопросов.


Ахроматические цвета

Если из цветов  белого спектра  исключить цветовую составляющую, то на их месте останутся только бесцветные серые тона, относящиеся к  “ахроматическим цветам”.  Черный и белый тона образуют промежуточную градацию серых оттенков.

 (193x193, 34Kb)

Ахроматические цвета могут изменяться только по светлоте. Это единственное их свойство играет ключевую роль в изменении свойств хроматических цветов (насыщенность и светлота цветового тона).


Контраст тона

Явление контраста характеризуется взаимным усилением двух соприкоснувшихся противоположностей. Добро и зло, свет и тьма, жизнь и смерть, все эти, и многие другие, крайности не могут обойтись друг без друга. Но это, именно, крайности. Их место на предельных границах какого-либо явления.  И чем ближе случается им соприкоснуться друг с другом, тем заметнее нам их противоборство. Стремление к взаимному отторжению, аналогично взаимодействию магнитных полюсов с противоположными знаками. По мере их сближения, силы отталкивания возрастают.

 (451x550, 37Kb)

Контраст можно ослабить или усилить.
Наибольший контраст возникает по линии соприкосновения тонов. Его называют краевым.

Размывание границ пятна или уменьшение его тонового различия с фоном ослабляет контраст.


Иллюзия

В искусстве все относительно. То, что на черном фоне смотрится белым, на белом фоне оказывается серым.

Требуется достаточный опыт, чтобы уверенно сказать, какой из представленного ряда серых квадратов, находится на черном фоне.

 (240x225, 12Kb)

 (311x143, 11Kb)

Корректирующее влияние мозга на зрительное восприятие с наибольшей очевидностью проявляется в том, как мы ощущаем контрастные цветовые и светлотные сочетания.


Требуется усилить то, что невозможно усилить, например белый цвет. Поместите его на черный фон и цель достигнута, белое станет казаться еще белее.

 (394x184, 15Kb)


Логика вне логики — 4


Логика вне логики — 4


(Контрасты и нюансы в композиции)

Контраст-нюанс, — нить, скрепляющая все разделы «композиции». Мы способы видеть только то, что отличается от фона. Линия по светлому проводится тёмным, иначе она не будет видна.

Постепенно ослабляем нажим на карандаш, чтобы растворяясь, линия мягко вписалась в пространство бумаги. Линия переменной тональности и ширины получает пространственные характеристики. Тёмные контрастные к фону участки кажутся нам близкими, но, по мере ослабления контраста, линия  удаляется. Как видим, контраст и нюанс здесь работают вместе.

Фактуру линии можно создать искусственно, но в большинстве случаев она зависит от того, чем мы рисуем, и на чём рисуем. Черный уголь на бумаге с грубой шероховатостью даст рваную линию с характерной зернистостью. Перьевая ручка на мелованной бумаге даст линию с гладкими краями. Об искусственной фактуре будет ещё отдельный разговор.
Фактурная линия контрастирует с гладкой. Обе чёрные линии контрастны к белой бумаге, и друг к другу по толщине.

Начните перечислять виды контрастов. Что бы вы не упомянули, везде будет две стороны одной медали.
Форма, — большая и маленькая, простая и сложная, тёмная и светлая, гладкая и шершавая, прозрачная и глухая…
Цвет, — яркий, насыщенный, и тусклый, бесцветный, тёмный, и светлый, тёплый и холодный…
Настроение, — спокойное и возбуждённое, горе и радость…

Если вы философ, то у вас в голове всплывёт иной список контрастных пар: свет и тень, правда и ложь, порядок и хаос, жизнь и смерть. Одно контрастирует с другим и не отделимо от другого.

Но есть оттенки, есть нюансы одного и того же явления. Они расположены между предельными (контрастными) точками этого явления. Контраст и нюанс всегда изучаются во взаимодействии друг с другом. Мы идём к контрасту, уходя от нюанса, и наоборот, идём к нюансу, уходя от контраста.

Надо выделить композиционный центр, — усиливай контрасты и смягчай окружение.
Нужна лирика и покой, не злоупотребляй контрастами, строй композицию на нюансах.
Буйная радость не мыслима без контрастов цвета и тона.
А глубина пространства, без контраста переднего и заднего плана в размерах, в тоне, в цвете, в детализации.

И так, работая над композицией, мы помним что у нас всегда есть выбор между шепотом и криком, и всем диапазоном голосов между ними. Мы учимся делать выбор на фоне устоявшихся правил!  Вся жизнь состоит из наших попыток взлома стереотипов прошлого. Получится, обретёшь свободу творчества, и прижизненное презрение окружающих. Но потом можете рассчитывать на бессмертие.

Основные сведения о явлении контраста приводятся на отдельной странице (смотрите по ссылке — http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=107359049&journalid=3291865&go=next&categ=0).


Сами линии могут стать объектом игры. Их можно сделать толстыми, можно разодрать им края, изменить цвет или тон.
Возможно это и хаос, но хаос организованный. Пространство равномерно заполнено и ограничено рамкой. Заметьте, прямые линии рамки контрастны кривовым внутри рамки. Линии нижнего рисунка «живописно» искорёжены, и стараются не повторяться в своей направленности.

Как может дальше развиваться работа над этой композицией? А это композиция, в ней нет сюжетного смысл, но есть декоративное начало.
Играет ли  здесь какую-то роль контраст?
Казалось бы, меньше всего нам нужен контраст при создании фактуры (предложенные композиции пока больше смахивают на образцы фактур).


Рассмотрим очень распространённый приём организации путанных элементов (ветви деревьев, сети, массивы стружки или груды кирпича) во что-то запоминающееся.

Проблема в том, что человек способен держать в оперативной памяти 4 — 7 элементов. Всё, что сверх того, воспринимается не организованной массой. Уныние, вызванное кажущимся однообразием, надо сделать выразительным и незабываемым.
В таких случаях применяется визуальное членение композиции на две-три крупные части, вбирающие в себя частицы хаоса, и пространственное расслоение. В таком виде они доступны нашему восприятию.

За основу берём первый «мотив» из путанной линий.
Мы не стали избавляться от фактуры, мы сделали её элементом композиции. Рисунок приобрёл динамику ритма контрастными к сетке прямыми.

Нижний рисунок разделён по лекальной кривой на две части в контрастной тональности.


Используем второй мотив из набора кривых линий.

Можно преобразовывать, как фон, так и сам декоративный мотив, стараясь обыграть их взаимоотношения. И тут контраст способен сыграть ключевую роль, усиливая или ослабляя видимость тех или иных участков композиции.
Вновь использован приём расчленения массива разбросанных элементов на несколько ясно читаемых объектов.
Как видим, работы мало похожи на многофигурные живописные полотна. И всё же, это композиции.

Не ленитесь чаще смотреть на работу с удалённого расстояния, когда она целиком попадает в поле вашего резкого зрения.


Продолжим смаковать контраст с группой параллельных линий.

Мы столкнули лбами две противоположности, толстую и тонкую линии,  расположив их рядом. Возник контраст.

А теперь втиснем между контрастными линиями ряд других, постепенно изменяющихся, линий. Контраст по толщине смягчается промежуточными ступенями, возникли тонкие нюансы в переходах от одной линии к другой.  Угасание линий заставляет нас думать о глубине пространства. Почему? Изменение толщины высветляет линии, и воспринимается перспективным сокращением объектов. Возьмите это себе а заметку, применяется часто.


Попробуем
изучить потенциальных возможностей пучка линий переменной толщины.
Стараемся оставаться в плоскости, не прибегая к ракурсам и светотени (специфика детского рисунка).

Из множества простых в исполнении форм, я выбрал овал, чтобы пристроить к нему глазки (мне, как и детям, всё видится одушевлённым). Так появились объекты для создания композиции.
Вариантов перепробовано много, выбрал два.

Меня в начальной стадии работы всегда тянет к созданию ясно воспринимаемого с расстояния силуэта. В противном случае, после проработки образа деталями, всё будет с расстояния восприниматься безликой, мало понятной размазнёй.

Можно заниматься разработкой композиции и в технике аппликации, и карандашом,, и акварелью, нет запретов.
Однако, здесь я опираюсь на формальный графический язык, обладающий большей наглядностью в подачи учебного материала.

Надоел всем со своим контрастом, но что поделать, он и здесь присутствует, как сопоставление ясного по форме монолита и ажурно-рыхлой бесформенности. Яркое и мрачное, тонкое и плотное. Не будем пока задаваться вопросом, что же мы изображаем.

В какой-то момент появляется желание конкретизировать образ, ввести детали. Начните с минимума, с того, без чего образ просто не узнаваем. Для новичков это страшное испытание, их просто распирает от желания прорисовать всё до мелочей.

Когда принцип построения композиции для вас ясен (найден рисунок силуэта, место его размещения) приступаем к частностям.
Пробуем добавить задний план в виде светлых и толстых линий-лент. Они  заполняют собою пустоты рамки, создавая ощущение ажурности. Мы чувствуем, как расслаивается пространство за счёт множественных перекрытий одних элементов другими. Этому способствует и цвет. Самое яркое на переднем плане, самое светлое и мало насыщенное, на заднем плане.


Всем уже понятно, линии волос нужны для контраста к силуэту головы. Одно большое пятно без поддержки лёгких элементов смотрится уныло и скучно. Такие импульсивные выбросы материи из силуэта просто необходимы, они оживляют картинку. Это не частный случай, контраст плотности объектов используется в большинстве композиций. Посмотрите на картинку критическим взглядом, представьте, какие тона и цвет выбрали бы вы сами. Я не случайно остановился на тёмно-красном. Он не рвёт общий силуэт, он сливается с ним в единое пятно, создавая ощущение заднего света.

Стоило убрать рамку, и графика распласталась по бумаге. Эффект усилится, если графика местами переступит границы невидимой рамы. В таком виде рисунок хорошо согласуется со шрифтом, образуя с ним единое целое.

Если я и стараюсь детально описать каждый этап рождения композиции, так исключительно ради удобства читателей. Реальная работа подчинена импульсам души, вспышкам внутреннего озарения. Часто, воображение цепляется за незначительный пустяк, и следуя его воле, вы забываете о заученной последовательности в работе, стараясь быстро зафиксировать на бумаге смутно ощущаемую идею. Идея, это всё! Если она есть, всё остальное — дело техники. О технике «оркестровки» связанной с оформлением идеи в «товарный» вид, речь пойдёт на других страницах.
Несколько картинок мне пришлось довести «до ума», не бросать же дело на пол пути.

_________________________________________________

Задумайтесь о контрастах и нюансах, рассматривая художественные произведения. Мы умнеем не только в процессе личной практики, но и в процессе изучения мировых шедевров. В своей работе мы опираемся на наши представления о правильности и не правильности, а они формируются с годами. Учитесь находить применение контрастов у мастеров, и научитесь применять их у себя. Просто помните, у вас есть контрасты, — верные союзники в работе, спутники сочности и яркости, антиподы серости и  скуке.


Логика вне логики — 3


Логика вне логики — 3

(Что будет, то будет)


В слове «композиция» есть какая-то притягательная сила. Всем кажется, узнай они секреты этого слова и успех обеспечен. Только не будем забывать, компонуется что-то такое, что у вас есть. Композиция складывается из отдельных элементов (в орнаменте их называют мотивом). В одном случае можно сказать детям, — мы рисуем осень, а в другом, — мы попробуем нарисовать человечка.

Когда в голове нет ни одной стоящей мысли, когда вам страшно провести первую линию (уж очень жалко портить белоснежный лист бумаги), плюньте на всё и скажите себе, — у меня этой бумаги пруд пруди, а времени в обрез и надо работать!
Именно с таким настроением я сел рисовать новыми фломастерами в новом дорогом альбоме. Начал с геометрической фигуры. Если ничего не умеешь, это хороший выход из трудного положения. Но стоило мне сделать скос у прямоугольника, воображение проснулось, и я понял, это будет востроносая мышь! Подставил под неё маленький прямоугольник, вырезал из него снизу треугольник и представил себе, что это ножки. Идея мышки стала обрастать деталями, без которых никто кроме меня не мог бы догадался, что здесь нарисовано. Первое и самое главное, ищу место для глаза, и пытаюсь понять, какого размера он может быть. С его  формой всё ясно, тоже геометрическая фигура, выбрал круг. Думаю, чем мышь отличается от меня. У неё есть хвост и тонкие усы! Остальные действия понятны по рисунку.

Речь идёт не о том, как рисовать мышей, мы стараемся сдвинуть с мёртвой точки растерянно сидящего перед бумагой ребенка. Принцип рисования не сложен, все трудные для изображения части образа можно заменить простыми формами подходящего размера (мы их умеем рисовать), расположенными в нужном порядке.

У меня есть опыт в рисовании, и мне не сложно представить различные пути развития даже такого примитивного образа. Как ни проста мышка, а дети её не смогут повторить. У них прямые линии не получатся, и думают они (слава Богу) иначе.



Удачно нарисовав мышку, и избавившись от робости и стыда, я не смог  остановиться. Так приятно делать на бумаге, нет, на компьютере, без всяких правил всё, чего тебе хочется, не думая о финале.
В этот момент вспомнилась лошадка Даши!
Моё «баловство» включает множество повторении удлинённых форм. Ноги, грива, причёска, борода выглядят  однотипно. Эти подобные формы создают ритм в рисунке (если нет чего-то одинакового, то нет и ритма).  Вспомните лепестки ромашки, череду облаков в небе, рябь волн на море, доски забора, наконец. Везде что-то повторяется и создаёт ритм.



Лавры юной художницы не дают покоя.
Кручу созданный ею образ и так, и этак.
На самом деле, наше участие в творчестве детей не обходится без подсознательного навязывания им своих представлений о хорошем и о плохом. Раздавая советы направо и налево, мы анализируем детский образ, опираясь на свои профессиональные критерии. Может быть поэтому учить надо не только детей, но и тех, кто их учит?

На этом примере видно, что один и тот же мотив можно представить разными способами. Это как буква, мы узнаём её в любом обличии.


Стараемся избежать статики болванчиков, и разбрасываем конечности.
Рисунки малышей просты, но и в них существует определённая последовательность действий.
Она настолько естественна, что дети о ней не задумываются. Руку начинают рисовать с точки ее соприкосновения с туловищем,  потом добавляют пальчики  к уже нарисованной руке. В обратном порядке не получается. Трудно представить, что ребёнок нарисует печную трубу, а потом добавит крышу, или нарисует палец, а потом голову человека к этому пальцу. Здравый смысл руководит рисованием, и пошаговая инструкция не всегда нужна.



Попробуйте посадить группу на простые грифельные карандаши и дети исчезнут, даже не простившись с вами. Наверное, поэтому все игрушки в «Детском мире» цветные.

Процесс рисования, это еще и постоянное количественное усложнение имеющегося.
Но взрослея, дети начинают усложнять рисунок не только количеством деталей. Появляются  более изощрённые формы силуэтов, и эта сложность качественно отличается от количественной. Если в аппликации или при конструировании мы можем комбинировать выбранные детали, перемещая их относительно друг друга, то в рисунке дети добавляют нужные детали, не имея возможности что-либо переделать.
Уверенность в действиях приходит с опытом, позволяющим предвидеть результаты своих действий.

Способность к прогнозу.
Она у каждого человека выражается по разному и в разной степени.
В перерывах между уроками я часто предлагал ребятам игру. На школьной доске ученик рисует простую форму. Следующий ученик добавляет новую деталь к нарисованному. Каждый, кто подходил к доске, стремился  придать смысл неоконченному рисунку и помочь своим объектом приблизиться к цели (человек, машина, птица). Была и обратная задача, всячески препятствовать воплощению задуманного предшественником. Доска делилась поровну, и рисовали две команды на скорость. В обоих случаях требовался «дар предвидения».



На иллюстрации видно, что станет с котом, если по нему пройтись хаотичной штриховкой. Это под силу детям постарше. Они могут рисовать штрихом, добиваясь  фактурного разнообразия поверхности, а так же тоновых и цветовых градаций.

Процесс рисования, это и постоянная корректировка нарисованного, его исправление.
Уточнить контур рисунка проще, если он выполнен светлыми фломастерами, их легко перекрыть потом более темными линиями.
Работая фломастерами или акварелью, надо помнить, что на светлые цвета силуэта легко наложить более тёмные, но не наоборот. Это значит, что на желтом цвете вы легко нарисуете что-то оранжевое или зелёное, но рисовать жёлтым по фиолетовому фону не получится.
Закрашивать форму, обводя в ней тонкие линии сложно. Проще закрасить форму, и потом нанести на неё мелкие детали.
Очень скоро дети научатся учитывать особенности инструментов и материала с которым они работают.


Всё те же геометрические фигуры, доработанные деталями и фактурной штриховкой. Заметьте, полусухой фломастер обладает своей шершавой прелестью.


Мне трудно сформулировать назначение этой страницы.
Упор делался на создание отдельного образа (мотива).
Возможно, мне захотелось поговорить о разнообразии технических возможностей рисунка, о свободном выборе подходящих вам способах рисования, или просто о необходимости получать удовольствие от маленьких побед в своем творчестве.

Готовлю продолжение.


Логика вне логики — 2


Логика вне логики — 2

(Композиционное равновесие)


 Ребёнок начинает рисовать с самого важного для него, с головы. И он не задумывается, в каком месте листа расположить эту голову, где провести первую линию, какую часть листа займёт нарисованный образ. Всё внимание привлечено к созданию узнаваемого всеми образа, а не к его расположению на бумаге.
Нарисовать корову, это рисование, это детям понятно. «Мама, смотри какую я коровку нарисовал!» Думать же о размерах и о расположении образа на листе бумаги в понятие «рисование» у детей не входит, и думать об этом приходится вам. Кому не знакомы рисунки малышей с беспорядочно парящими в пространстве персонажами, теснящимися в одном углу рисунка?
У рисунка есть верх и низ, есть вертикаль и горизонталь, помогающие зрителю ориентироваться в пространстве листа.
Дети не знакомы с понятием цельности композиции, её уравновешенности.
Если вы не знали, чему можно учить несмышлёных детишек, то теперь знаете. Вам придётся постоянно подсказывать им, как заполнить пустующие места бумаги, какой размер персонажа выбрать,
— Ваня, у нас справа много бумаги гуляет без дела! Подумаем, чем бы её развлечь.
— Наташа, вы рисуете так, словно все вещи в вашей комнате спрятались в углу, кого они боятся? Попробуем обставить комнату красиво, маме это понравится.
— Ребята, не бойтесь бумаги, начинайте рисовать крупно и в центре листа, не пытайтесь спрятаться где-то там с краю!
Малыши не способны планировать работу, они рисуют по наитию начисто, без предварительных раздумий и эскизов. Но они хорошо учатся на собственном опыте. Покажите им неудачно расположенные объекты и их размеры. Это делается на просмотрах в конце каждого занятия. Все рисунки вставляются в паспарту и дети с педагогом обсуждают их достоинства и недостатки. В такие моменты дети начинают понимать, как неоправданные пустоты портят впечатление о всём рисунке (родители смотрят работы после их обсуждения).
Не жалейте время на исполнение своей версии одного из детских рисунков. Внесите в него свои коррективы, исправьте очевидные композиционные ошибки. Поверьте, ваш труд оправдается. Дети учатся глазами, а не ушами. Это будет пособие, которое вы покажете в начале следующего занятия с помощью проектора.
Тут уместно заметить, избегайте напряжённой тишины во время рисования, включайте тихую фоновую музыку.

Художники и фотографы любят пользоваться кадрирующей рамкой. В простейшем виде, это два бумажных уголка, которыми можно ограничить рисунок от лишнего пространства, либо выбрать удачный фрагмент рисунка. Для малышей это может быть и лишнее, но для тех кто постарше и опирается на свои эскизы, вещь нужная.

 
Пример хаотичного расположения объектов в пространстве (солнце внизу, заяц порхает в облаках), но есть попытка уравновесить композицию, нет явных пустот (красное пятно дома тянет всё в угол).
Второй рисунок девочка рисовала с учетом единого пространства для всех объектов. Она обозначила низ-землю и верх-небо с облаками. Выиграл ли рисунок от моих советов? Первый намного эмоциональней и раскованней второго, в нём есть намёк на композиционный центр, но, как говорится, еще не вечер.

Стоит вам один раз показать изображение «земли» одной линией, и все последующие рисунки будут помечены этим «знаком качества».
В этом рисунке дорога пошла в гору, композиция ушла от стандарта.
Просматривая остальные фломастеры детей, вы заметите, что линия земли может быть горой и впадиной, дном реки и морскими волнами, может быть линией и лентой. С возрастом «земля», как ориентир низа исчезнет из рисунка, ученики и без того будут учитывать этот фактор в организации пространства.


И так, следим за пустотой в рисунке (композиционное равновесие в простейшем виде), и за созданием единого пространства на изобразительной поверхности (взаимосвязь объектов, хотя бы с точки зрения земного притяжения). Советы и рекомендации даются без принуждения, иначе, со временем, получим не художников, а послушников монастыря.
Рассматриваемая тема не для галочки в почасовой программе. Она должна присутствовать в головах учеников и педагога постоянно, на каждом занятии.

В профессиональном мире понятие композиционного равновесия очень сложное, оно включает в себя сведения о статике и динамике, о композиционном центре и многом другом. Надеюсь, доживём и до этого.

 


Логика вне логики — 1


Логика вне логики — 1

(Начало)


Художники уверенно себя чувствуют со студентами. С ними нет особых проблем, поставь им натуру, и учи академическому рисунку.
А что делать, когда ученики  не доросли до таких заданий? Чему малыша можно научить, а чему нет?
Воспитатель делает просто: осенью у него детишки рисуют осень, зимой рисуют зиму, весной… Дети варятся в собственном соку, их не портят, но их и не учат.

Мне хочется подробнее рассказать, что я вижу за текстом программы, опубликованной год назад. Возможно, материал будет дан непоследовательно, фрагментарно (используются старые записи уроков), но он будет интересен, если будет, и этот интерес будет заключён в деталях.


У ребёнка всегда есть желание дурачится и обезъяничать, а если он в компании, то добавляется желание быть первым.
Оказавшись в среде таких сорванцов, попробуйте похвастаться своими знаниями и умением, чтобы возвысится в их глазах, и стать неформальным лидером. Начните рисовать.

Будет верхом неприличия нарисовать что-то в стиле Рафаэля или Репина. Забудьте о перспективе и светотени (если вы об этом где-то слышали). В данном случае, правила хорошего тона позволяют использовать только заборную графику, или что-то подобное, то, что по зубам любой шестилетке.


Если вам начнут наступать на пятки, повторяя в точности ваших идиотских котов (не дай Бог, ещё и в лучшем виде), утрите всем нос следующим рисунком.

Конечно, не Бог весь что, а если честно, то всё тот же кот, но уже из сосисок вместо линий.


Не сомневайтесь, все погонятся за вами, и начнётся  копирование. Наступите им на хвост, обвините детей в плагиате, в воровстве ваших образов (заденьте их самолюбие).
Коты должны быть у всех разные. Можно менять позы, пропорции туловища, узоры, цвета раскраски, в конце-концов и «сосиски»  можно заменить на ленты, цепочки бус любой конфигурации. Скажу ужасную вещь, рисовать можно что угодно, а не только котов, главное, чтобы дети приняли вас в игру и пользовались вашими подсказками.

То, что ранее дети обозначали  простыми линиями, здесь обозначено формами из замкнутых линий. Эти объекты можно разбросать хаотично, можно сложить в кучку, или выложить из них новую составную фигуру (и тут важно, что чем перекрывается). Дети отлично понимают условность такого изображения, для них это игра в рисование, где всё  «понарошку».
«Фишка» в том, что практика условного (читай, доступного детям) рисования позволяет использовать большинство приёмов профессиональных художников. А это значит, что вы можете не просто развлекаться, но и учиться.


Обратимся к реалиям

В большинстве случаев рисование не подчинено плану педагога, и дети не ограничиваются сухими схемами. Возникает масса непредсказуемого в деталях, например, усы, зрачки, когти.

Помню, родители и воспитатели шепотом переговаривались между собой о необычных экстрасенсорных способностях белокурой Даши. В то время мне казалось, что новенькая ничем особенным не выделялась, за исключением, быть может, некоторой неулыбчивости в поведении, но кто же не хочет держаться с достоинством в кругу старших детей. Теперь же, перебирая сохранившиеся рисунки, и вспоминая пересуды взрослых, я с интересом пытаюсь найти следы особой одаренности этой девочки.

Вам будет интересно взглянуть на реальный рисунок лошадки.
Автору 4,5 года.
Чтобы внести ясность, рисую вам рядом ту же лошадку без «излишеств», демонстрируя идею художника в чистом виде.

Импульсивность исполнения, экспрессия графики, казалось бы, не совместимы с холодной рассудочностью. Проследим за ходом работы, и убедимся в обратном.


Первый рисунок

Даша нарисовала кривой прямоугольник и задумалась, не зная, что делать дальше.
Хвалю её:
— Молодец, начала с самого большого и важного, с туловища! Интересно, с какой стороны у него вырастит голова, или он стоит к нам задом?
Слышу вопрос:
— А кто это?
— Пока никто, головы нет, дверей и окон нет. Посмотрим.
Тогда Даша подрисовывает что-то вытянутое, мало похожее на голову. На меня не смотрит. Поддерживаю разговор, пытаясь наладить контакт:
— Зверюга… Да, это животное, и очень симпатичное. А почему без хвоста? Так не бывает, надо что-то делать.
Смотрю,   на другом конце прямоугольника вырос хвост. Даша неожиданно резко выговаривает:
— Голова!
Меня это озадачило:
-И зачем ему две головы?
— Одна.
— Она смотрит на нас?
Появляется точка.
— Даш, зачем на хвосте глаз?
— Хвост там.
Отлично. Может быть обведём глазик кружочком, чтобы не потерять его?
Появился кружок глаза и несколько кружков под прямоугольником, которые меня насторожили.
— Даш, а что это?
— Ноги.
— И зачем ему семь ног?
— Пальчики.
Ко мне вернулась уверенность.
— Ах, пальчики! Тогда нужно когти нарисовать, иначе никто не поймёт.
Так кружочки стали лохматыми.
— Хорошо, если это пальцы, то сами ноги прикрыты попоной, — самоуверенно заявил я.
— Значит мы рисуем лошадку! Договорились? А у лошадей должна быть грива.

Примерно так создавалась эта лошадка.
Обойдя по кругу остальных детей, вернулся к Даше. На бумаге, рядом с нашей лошадкой была нарисована ещё одна лошадь с наездником! Она показана на следующей иллюстрации.
Даша  холодно на меня взглянула, как бы говоря, если нужна лошадь, так бы и сказал!

Чем хороши малолетки, так это своей доверчивостью. В шесть лет мальчик может заявить, что он не умеет рисовать, и вам придется его долго в этом разубеждать. В 4-5 лет малыши ещё не подозревают о необходимости каких-то там способностей к искусству.

Рассматривая прямостоящую птицу, обращаю внимание не на важность позы, и не на сиротливый хвост, а на разницу в размерах ближней ноги и дальней. Девочка интуитивно пользуется в рисунке перспективным сокращением удаленных объектов, или это простая случайность? Перья на хвосте аиста (думаю, это аист) так же уменьшаются по мере удаления от нас в пространстве! Чудеса, да и только! 4.5 года.

Олесе пять лет. Очень талантливая девочка, вёл её несколько лет. Разница в возрасте с Дашей пол года. Почерк сухой рассудочный.

Автору 9 лет, первый год обучения. В этом возрасте рука уверенно владеет инструментом, есть стремление передать простейшие движение фигуры.

Я назвал данный курс «Цветной графикой». Он вёлся параллельно с живописью и художественным конструированием (на базе театральных кукол). По своей сути, это был курс композиции без теоретических перегибов, и он не исключал технику чёрно-белой графики.

Юлия первый портрет нарисовала в пятилетнем возрасте, а второй (справа) через год, когда ей было шесть лет. Оба портрета удивительно тонко передают настроение самого автора.

А этот  портрет показывает нам Юлию, нарисованную её подругой,
шестилетней Олесей.

Начиная рисовать схемами, не бойтесь того, что они поработят детей. Усвоив логику рисования по представлению доступными средствами, ученики при первой же возможности переходят к более сложным средствам изображения (показанные портреты, тому подтверждение).   __________________________________________________________________

Повторюсь.
«Фишка» в том, что практика условного (читай, доступного детям) рисования позволяет использовать большинство приёмов профессиональных художников. А это значит, что вы можете не просто развлекаться, но и учиться.


 


За маской стоят дети


За маской стоят дети

 

Все уже знают, что актеры не любят на сцене животных, рядом с которыми фальшь их игры особенно заметна.
Публикация детских работ после всех моих заумных рассуждений о дизайне маски равносильно такому же самоубийству.
Единственным утешением и оправданием может оказаться тот факт, что воспитал этих юных художников я сам, и многие мои взгляды на искусство отражены в их творчестве.


На этой странице масса контурных рисунков детей, каждый из которых
может послужить основой для создания маски.
Вы не найдете здесь идеальной симметрии лица, правильных форм носа или губ.
Здесь все нарисовано без царя в голове, все не правда,
но все удивительным образом пронизано жизнью.


Мои варианты раскраски возможно не точно следуют авторским рисункам,
нет возможности копаться в деталях. У кого возникнет желание воспользоваться
детскими идеями, может раскрасить контуры на свой вкус.


Многие живописные портреты дети рисуют в фас, ракурсы им пока
даются трудно. Я нашел в этом большой плюс для рассказа о масках.


Кроме плоских бумажных масок дети охотно занимались
изготовлением и росписью простейших объемных масок.
Конструкция их предельно проста (проще я уже не мог
придумать). Бумага складывается пополам, делается надрез
для носа под углом к ребру, само ребро от носа вниз
разрезается. Остается разрезы ребра завести друг за друга и
скрепить скотчем (получится челюсть).







Задача росписи не сложная. Дети только начинали
осваивать краски, пробовали составлять цвета,
соотносить их друг с другом. Рисунок минимальный.
Силуэт вырезался каждым по своему вкусу.


Великое множество масок требует к себе профессионального подхода, сложной технологии, инструмента и оборудования.
Многие из них хранятся в музеях и частных собраниях. Но мне полюбились легкие бумажные импровизации к домашним праздникам и детским карнавалам, которые создаются в дружной компании веселых и остроумных неумех, и потом исчезают в неизвестности.
Я бы хотел подробней рассказать о работе с такими масками, показать способы их изготовления, но это требует необыкновенной легкости души, которой у меня пока нет.

Художнику о театральных куклах

Собраны мои публикации для художника о театральных куклах

Roman_FRF

Работа с детьми по рисунку и живописи.This WordPress.com site is the bee's knees

The Pale Rook

Textile Art by Johanna Flanagan

Maxine Dodd: Racing lines

Fast drawings with a few words...

Typography 1

Spring Semester 2008

Allen's Zoo

Art, Illustration, Character Design

DesignLively

A creative lifestyle blog

8ighth Wonder

Visual inspiration for visual fitness!

Little Wolf

Art Blog of Maryanna Hoggatt

New American Paintings/Blog

Juried Exhibitions-in-Print

Books for Artists and Designers

Illustration, Art, Design and Pop Culture Books for Artists and Creatives.

Design of the Picture Book

the intersection of graphic design + picture books