Мы рисуем дом

by Рахман Файзулович


Мы рисуем дом

Возраст ребенка и степень его готовности к обучению определяют и уровень сложности работы.
Малыши должны накопить опыт в создании простых по форме объектов, чтобы потом создавать более сложные композиции.


3291865_ (700x672, 203Kb)

Прямоугольник с кривыми углами назовем словом дом, чтобы все об этом знали и не задавали глупые вопросы.. Добавим к нему еще два прямоугольника, которые станут окнами и дверью.

Их уже не надо как-то называть, мы создали характерные детали, которые так взаимосвязаны между собой (расположением, размерами), что сами показывают  зрителю, — это дом, а не что-то другое.

Заметьте, ребенку не надо указывать, где располагать окна и двери, какого размера будет сам дом и его пропорции, ему дано право выбора, и он не ошибется.

Родители должны полюбить рисование уже за то, что оно воспитывает в их детях самостоятельность.

Мы знаем, что каждый объект можно детализировать до бесконечности. В данном случае ребенок помечает окна и дверь своими крестиками, популярными в детском рисовании.

Посмотрим на этот процесс, как на способ разбивки формы на части. То же сделаем и с самим домом, разобьем его на несколько кусков.
Процедура дробления формы помогает нам в работе с цветом.


3291865_Razbivka_poverhnosti02 (700x672, 270Kb)

В изображении, если это не дорожный знак, присутствует масса деталей, которые дают полезную информацию зрителю. Художник смотрит на все это богатство с корыстными намерениями, и пытается выбрать для себя только самое ценное.

Даже без большого опыта в рисовании, ребенок способен насытить объект простыми деталями, а когда их много и они однотипны, он превращает их в фактуру.

То, что вы видите, нарисовать не проблема.

Мы продолжаем всеми способами дробить объект на детали, усложняя графику листа. Обратите внимание, здесь не требуется владение перспективой и светотенью, здесь требуется изобретательность, и ребенок получает возможность ее проявить.

Есть небольшая хитрость. Возможно вы уже заметили и сами, что в рисунке использованы только прямые линии. Это не значит, то весь рисунок должен строиться на прямых. Просто, возьмите себе на заметку, что помимо прочего, именно подобие вносит решающий вклад в организацию  стиля.


3291865_Razbivka_poverhnosti03 (700x628, 179Kb)
Вам ничего не стоит добавить новый объект в рисунок, выполненный лекальными линиями, в контраст к прямым линиям дома. Контраст оживляет работу.

Дерево можно разбить на части множеством способов, самые доступные здесь показаны. Постоянно помните об уровне сложности, который должен соответствовать готовности ребенка.к обучению.



Мы уже говорили, что малыши создают рисунок подрисовыванием одних объектов к другим, заполняя лист бумаги как придется (конечно, если вы не начнете подсказывать ему, где и что лучше изобразить, чтобы сохранить равновесие в композиции.

Другое дело, когда за дело берутся подростки, они способны работать по своему эскизу.

С появлением на бумаге первого объекта, возникает множество проблем с композицией. Вы должны думать не только о смысловом содержании работы, но и о гармонии пятен, цвета, линий.

 

3291865_Razbivka_poverhnosti04 (626x700, 254Kb)
Дом требует опоры, — появляется земля.

Видно, что одна часть листа загружена с избытком, тогда, как другая гуляет без дела, — появляется дерево. У вас может появиться все, что угодно, но у меня — дерево.

С деревом не все так просто. Ну;но определиться с его размером, с местом расположения.Кстати, обратите внимание, дерево у досчатого и кирпичного дома имеет прямые полосы цвета, а у дома с произвольными пятнами цвета, крона дерева так же разбита на произвольные пятна. Не закон, но помогает в согласованности деталей композиции.


3291865_Razbivka_poverhnosti05 (700x538, 214Kb)

Каждый новый объект появляется не с бухты-барахты, у него свое предназначение.

Дым связывает имеющиеся крупные объекты в единый «узор», обогащая своей лентой общий силуэт работы.Дым можно заменить облаками, самолетами, птицами, всем, что вам по душе.


3291865_Razbivka_poverhnosti06 (700x285, 118Kb)

Вводя перекрытия, вы уже автоматически расслаиваете поверхность листа. Становится ясно, что за чем расположено, что  ближе, а что дальше.

Ряды кирпичей, полосы дерева, ступени лестницы дают повод поговорить о ритме, как организующем факторе композиции. Стоит полосы кроны дерева наклонить, и они перестанут согласовываться с направлением лент кирпича. Общий наклон дома, дерева и лестницы так же создают ритм.

Опытные рисовальщики (подростки) могут ввести сложности в рисунок форм, ввести тени, пускай и самые простые, и даже намеки на перспективу.


О цвете ничего не говорил, это бесполезное дело. Только намекну на существование самых понятных детям цветовых сочетаниях: — родственные цвета (во всех цветах есть примесь цвета-папы), теплые или холодные (принцип выбора плюса или минуса температуры цвета).

Можно, конечно пойти путем выбора контрастных сочетаний или вообще обойтись без принципов, ваша воля.

В каких бы сочетаниях вы не работали, не забывайте о насыщенности цвета (яркие — тусклые), и о светлоте,



Все мои рассуждения ничего не значат без понимания вами роли техники и материалов в формировании «фактуры» живых работ, а не на компьютере.
3291865_00 (700x538, 214Kb)
Первые мазки на чистой бумаге без предварительного рисунка. Когда они высохнут, цвет заметно побледнеет.

Здесь два оттенка цвета.В акварели работа начинается с самого светлого, в гуаше, масле или акриле начинают с темного.


3291865_02 (700x556, 269Kb)
Первый опыт не очень удачный. Сухость цвета, мало его оттенков.


3291865_05 (700x559, 297Kb)
После промывки акварели мягкой кистью под струей воды, тоски по смытому не было, осталось что-то загадочно непонятное.


3291865_P1030729_1_kopiya (700x646, 347Kb)
Я решил поработать в холодной тональности прозрачными красками (все эти охры и земли дают глухие тона).


3291865_P1030729_1_kopiya1 (700x532, 294Kb)

3291865_P1030729_1_kopiya2 (700x292, 154Kb)
Фрагменты позволяют взглянуть на акварель, как на кладезь фактур. И тут не так важно отсутствие предметности в передачи форм.


Дети старших групп могут большее.

3291865_P1030723_kopiya (647x700, 332Kb)
Можно попробовать сделать карандашный рисунок дома, слегка подцвеченный акварелью.


3291865_P1030723_kopiya1 (700x657, 381Kb)
Не забывайте вкраплять в основной цвет заливки различные его оттенки.


3291865_P1030724_kopiya (665x700, 328Kb)

3291865_P1030725_kopiya (658x700, 321Kb)

3291865_P1030725_kopiya1 (700x437, 226Kb)

3291865_P1030725_kopiya2 (700x495, 271Kb)

3291865_P1030727_kopiya (700x637, 277Kb)
Рисунок не большой, это видно по размеру карандаша.


Как видно из этих примеров, реальная живопись не имеет ничего общего с цифровыми технологиями, которые помогают только проиллюстрировать словесные рассуждения о работе над композицией.
Несколько иллюстраций из других страниц.
3291865_Babochka (700x487, 36Kb)

3291865_Manka00 (577x700, 219Kb)

3291865_Peshehod4D_kopiya (522x700, 208Kb)


3291865_KotikiA (700x611, 207Kb)
Напомню, о чем говорил.

Развитие самостоятельности детей,
метод разбивки поверхности,
фактура,
подобие,
ритм,
метод ограничения…

Надеюсь, вы понимаете, это не мастер класс по рисованию домов. Из того же прямоугольника можно нарисовать автомобиль, голову…

Реклама