Пропорции

by Рахман Файзулович


Пропорции

 

Разрозненные страницы ранних публикаций собрал в одну обобщающую. Материал расчитан на педагогов, занимающихся с детьми рисованием.


 (538x695, 170Kb)

У каждого из нас свои представления о пропорциях. Многое зависит от опыта нашего с ними соприкосновения. И нет ничего странного в том , что отношение к пропорциям в быту, в науке или в искусстве у всех нас разное .
Определить точное соотношение веществ, составляющих приготовленное к столу блюло, по силам, может быть, только хорошему повару или дегустатору. Но важность точного соблюдения пропорций продуктов, указанных в рецепте, понимают все. Чтобы получить нужного цвета краску, колорист должен точно выдержать указанные ему пропорции составляющих ее цветов. Точность, конечно, относительная. Можно налить пол стакана, а можно выверить все на весах в граммах. Художники, обычно все делают на глазок. Чуть больше, чуть меньше, выше — ниже, все диктуется его чутьем, вкусом и сердцем. А вот,  архитекторы и дизайнеры стараются выверять  пропорции своих шедевров с математической точностью.
Понимать значение пропорций в изобразительном искусстве важно, но недостаточно. Художник, рисующий с натуры, помимо всего прочего, должен уметь “на глаз” точно передавать пропорции натуры, которую он изображает.
Художнику приходится постоянно заниматься поиском своих оригинальных пропорций при разработке очередного проекта.

Говоря о пропорциях, чаще всего имеют в виду пропорции формы,  которая несет основную смысловую нагрузку. Но пропорции играют важную роль и в цвете, и в светлотности. Все эти параметры, в какой-то мере, отвечают за визуализацию формы.

Зрение часто сталкивается одновременно с большой, малой и средней величинами. Это может быть темное, светлое и промежуточное состояние освещения. Это большая площадь, малая и средняя. Это самая яркая, самая тусклая и какая-то промежуточная насыщенность цвета. Там, где есть хотя бы три величины, там есть и пропорции.

 (538x518, 193Kb)


Постоянство соотношений

Объект может быть большой или маленькой, гладкий или колючий, черный или красный, мягкий или твердый. Но художника в первую очередь интересует форма объекта, его пропорции.  Именно с поиска нужных пропорций, в большинстве случаев, и начинается работа над образом.

Есть объекты, у которых ширина и высота в любом случае находятся в постоянном соотношении. Стоит немного отклониться от «родного» соотношения, и квадрат перестанет быть квадратом, а круг кругом.

 (699x333, 29Kb)
Стороны квадрата и круга всегда относятся, как один к одному.


 (699x565, 60Kb)

Часто бывает, что фигуры различны по размеру, но соотношения высоты и ширины у них неизменны, и форма не искажается.  В таком случае говорят, что изображения выполнены в разных масштабах.
Пропорциональное изменение величины объекта воспринимается, как его удаление или приближение в пространстве. Общий размер изменяется, а соотношение высоты и ширины неизменно.

Когда художник рисует с натуры, он стремится создать её уменьшенное изображение с точной передачей пропорций. Если в натуре ширина горшка укладывается в его высоту полтора раза, то и на бумаге надо передать те же пропорции.


Всё относительно

Изменение  ширины объекта относительно  его высоты приведет к вытягиванию его формы.

 (699x573, 40Kb)

Различия в пропорциях фигур увеличиваются. Ширина фигур одинакова, но укладывается она в высоту все большее и большей число раз. Объект вытягивается, растет в высоту.


 (698x410, 64Kb)

В поисках удачных пропорций можно изменять не только соотношения высоты и ширины всего объекта, но и соотношение какой-либо его части к целому (прямоугольник относительно головы, борода относительно головы).


Учебная работа художника с натуры предполагает передачу максимально точно пропорций объекта.


«Золотое сечение»

Профессиональный художник способен передать в портрете пропорции головы  натурщика с высокой точностью, не прибегая для этого к техническим средствам измерения. Но есть такие области искусства, где поиску пропорций “на глазок” довериться невозможно. В архитектуре и дизайне пропорции занимают первостепенное значение. Современные цифровые технологии решают задачи, стоящие перед проектировщиками, практически, мгновенно и с математической точностью.

Чтобы получить пропорцию, достаточно иметь три величины (отрезок линии и две ее составные части).

 (699x221, 21Kb)

Деление прямой линии на равные части создает условия  равновесия, покоя,симметрии и статики  (левый рис.).

Деление линии в среднем и крайнем отношении (золотое сечение), создает условия
динамики, неустойчивости, асимметрии (правый рис.).


Интересные свойства пропорций:

 (698x183, 19Kb)

Квадрат, построенный на меньшей стороне прямоугольника с пропорциями “золотого сечения”, отсекает часть этого прямоугольника, имеющего те же пропорции “золотого сечения” (левый рис.).

Прямоугольник, построенный на стороне и диагонали квадрата (правый рис.). Если его делить пополам, то половинки сохраняют пропорции целого прямоугольника (форматы бумаги разных номеров).


Пропорции площадей тональности

Пропорциональные соотношения площадей и количество градаций тона  выбираются в зависимости от того, какое эмоциональное состояние композиции необходимо получить.
Например, там, где преобладают темные тона и мало светлого, возникает тревожное, мрачное настроение, а может быть и таинственно умиротворенное. Многое зависит от контекста формы.

Роль соотношения площадей светлого и темного очень наглядно проявляется в орнаментальных и декоративных композициях.

Тональность (699x588, 102Kb)

Представленные примеры показывают процесс поиска возможных соотношений количества светлого и темного, поиска их пропорций. Картинки в каждом вертикальном столбце имеют сходные пропорции количества различных тональностей. Площадь белого занимает всё меньше и меньше места (сходит на нет).
Надеюсь, всем понятно, что цвет можно подчинить пропорциям с не меньшим успехом.


Немного о практике

Навыки передачи пропорций каждой детали относительно образа в целом легко получить при конструктивном рисовании.

 (510x113, 26Kb)

Пропорции фигуры полного и худого человека, взрослого и ребенка,
не одинаковы. Передача этих различий в рисунке  помогает начинающему художнику конкретизировать образ, сделать его более узнаваемым и выразительным.


 (511x113, 18Kb)

Как мы уже знаем, малейшая ошибка в пропорциях, и круг станет
эллипсом, а квадрат прямоугольником.  Этот пример очень наглядно показывает роль пропорций в рисунке.


Интересно рисовать персонажи с предельно утрированными пропорциями
в сторону уменьшения и увеличения. При этом, значение
пропорций в рисовании ощущается острее.


Следующая тема относится к разделу «Рисование с натуры», но мне думается, что она будет полезна и здесь.

 

ПРОМЕРЫ В РИСУНКЕ


Чтобы определить отношение ширины к высоте надо одно разделить на другое.
Если высота равна 2, а ширина 1, то отношение будет равно 1/2.
Говоря человеческим языком, надо узнать сколько раз ширина объекта уложится в его высоте.

 

 

 (699x431, 60Kb)

В высоту объекта укладывается две его ширины.

Художник смотрит на рисунок ученика и говорит ему, надо проверить  отношение высоты фигуры к ее ширине, мне кажется, вы ошиблись в пропорциях. Как понимать эти слова?

 

 

 (454x346, 88Kb)

Здесь показан куб, который мы рисуем.

 (454x343, 72Kb)

Вытянув до предела руку с карандашом вперед,
мы отмечаем пальцем высоту рисуемого куба.

 (454x343, 72Kb)

Не сдвигая палец-метку на вытянутой руке, мы поворачиваем карандаш горизонтально и совмещаем его с шириной рисуемого куба. Запоминаем зрительно на карандаше, как сильно ширина отличается от высоты (чуть короче отрезка карандаша).

Повторяем те же замеры, но уже на рисунках с ошибочными пропорциями.

 (454x346, 85Kb)

 

 (454x346, 83Kb)

 

 (454x346, 87Kb)

 

 (454x346, 87Kb)

Хорошо видно, что в первой паре рисунков куб явно уже, а во второй много шире отрезка карандаша.

 (454x346, 77Kb)

Здесь показан рисунок (фото, конечно) с точными пропорциями.

Как только ученики узнают о таком способе проверки рисунка, они перестают рисовать, и занимаются бесконечными замерами. Реальная точность таких замеров очень низкая, но есть и плюсы. Ученики лучше начинают понимать значение термина «отношения сторон».

 


О САМОКОНТРОЛЕ
(для тех, кто только начинает осваивать рисунок с натуры)

С помощью карандаша можно проверять взаимное расположение деталей, уточнять углы наклона прямых и многое другое. Замечу, всё сказанное относится к тому периоду обучения, когда глаз ещё не приучен правильно видеть натуру, и ошибки в учебном рисунке наслаиваются одна на другую. Ежедневные быстрые наброски с натуры отлично развивают глазомер и пространственное видение художника. Вы очень скоро сможете забыть о механических средствах контроля, и рисовать без грубых ошибок. А пока…

Вытяните вперёд руку с карандашом и расположите его вертикально, совместив с углом куба (смотрите одним глазом). А теперь присмотритесь, как далеко силуэт головы расположен от карандаша-вертикали. В натуре хорошо видно смещение головы влево от карандаша, а на рисунке край головы находится на одной вертикали с углом куба. Ошибка найдена вовремя, ещё та стадия рисования, когда идёт уточнение основных масс формы, и до деталировки дело не дошло.
Проверкой двух точек вы не ограничитесь, кроме того, совсем не обязательно манипулировать карандашом, если принцип проверки горизонталью и вертикалью вами понят. Берём одну деталь натуры и смотрим, что там далеко внизу под этой деталью находится. Если на рисунке под выбранной деталью находится что-то другое, у вас ошибка.


Все методы проверки основаны на простом сравнении двух удалённых друг от друга точек. Требуется передать в рисунке их взаиморасположение точно в соответствии с натурой. Постоянно мысленно сравниваем, что выше, а что ниже, что правее, а что левее. Не велика хитрость, но почему-то она доходит не до каждого.


[more]

Держите карандаш не вертикально, а по наклону ребра куба. Попробуйте, не меняя наклона, переместить его к противоположной грани. Таким образом вы сможете лучше увидеть различие в направлении граней, и точнее передать его в рисунке. Постоянно ищите различия в направлениях. Как правая линия отличается по направлению от левой, как у черепа линия затылка отличается от лицевой линии по направлению? Это и есть самоконтроль в рисовании.


 


Держите карандаш горизонтально у ближнего к вам угла куба. Попробуйте запомнить угол  между уходящим в даль ребром основания и горизонтали, прикиньте, как сильно он отличается от  45 градусов. Таким образом мы пытаемся проверить точность направления ребра в рисунке. С непривычки, правильно нарисовать наклон грани очень трудно, и ориентир в виде горизонтального или вертикального карандаша бывает весьма к стати. «Брать» точно углы с первого раза, большое искусство, оно приходит к тем, кто делает много набросков с натуры.



Реклама