Логика вне логики — 2

by Рахман Файзулович


Логика вне логики — 2

(Композиционное равновесие)


 Ребёнок начинает рисовать с самого важного для него, с головы. И он не задумывается, в каком месте листа расположить эту голову, где провести первую линию, какую часть листа займёт нарисованный образ. Всё внимание привлечено к созданию узнаваемого всеми образа, а не к его расположению на бумаге.
Нарисовать корову, это рисование, это детям понятно. «Мама, смотри какую я коровку нарисовал!» Думать же о размерах и о расположении образа на листе бумаги в понятие «рисование» у детей не входит, и думать об этом приходится вам. Кому не знакомы рисунки малышей с беспорядочно парящими в пространстве персонажами, теснящимися в одном углу рисунка?
У рисунка есть верх и низ, есть вертикаль и горизонталь, помогающие зрителю ориентироваться в пространстве листа.
Дети не знакомы с понятием цельности композиции, её уравновешенности.
Если вы не знали, чему можно учить несмышлёных детишек, то теперь знаете. Вам придётся постоянно подсказывать им, как заполнить пустующие места бумаги, какой размер персонажа выбрать,
— Ваня, у нас справа много бумаги гуляет без дела! Подумаем, чем бы её развлечь.
— Наташа, вы рисуете так, словно все вещи в вашей комнате спрятались в углу, кого они боятся? Попробуем обставить комнату красиво, маме это понравится.
— Ребята, не бойтесь бумаги, начинайте рисовать крупно и в центре листа, не пытайтесь спрятаться где-то там с краю!
Малыши не способны планировать работу, они рисуют по наитию начисто, без предварительных раздумий и эскизов. Но они хорошо учатся на собственном опыте. Покажите им неудачно расположенные объекты и их размеры. Это делается на просмотрах в конце каждого занятия. Все рисунки вставляются в паспарту и дети с педагогом обсуждают их достоинства и недостатки. В такие моменты дети начинают понимать, как неоправданные пустоты портят впечатление о всём рисунке (родители смотрят работы после их обсуждения).
Не жалейте время на исполнение своей версии одного из детских рисунков. Внесите в него свои коррективы, исправьте очевидные композиционные ошибки. Поверьте, ваш труд оправдается. Дети учатся глазами, а не ушами. Это будет пособие, которое вы покажете в начале следующего занятия с помощью проектора.
Тут уместно заметить, избегайте напряжённой тишины во время рисования, включайте тихую фоновую музыку.

Художники и фотографы любят пользоваться кадрирующей рамкой. В простейшем виде, это два бумажных уголка, которыми можно ограничить рисунок от лишнего пространства, либо выбрать удачный фрагмент рисунка. Для малышей это может быть и лишнее, но для тех кто постарше и опирается на свои эскизы, вещь нужная.

 
Пример хаотичного расположения объектов в пространстве (солнце внизу, заяц порхает в облаках), но есть попытка уравновесить композицию, нет явных пустот (красное пятно дома тянет всё в угол).
Второй рисунок девочка рисовала с учетом единого пространства для всех объектов. Она обозначила низ-землю и верх-небо с облаками. Выиграл ли рисунок от моих советов? Первый намного эмоциональней и раскованней второго, в нём есть намёк на композиционный центр, но, как говорится, еще не вечер.

Стоит вам один раз показать изображение «земли» одной линией, и все последующие рисунки будут помечены этим «знаком качества».
В этом рисунке дорога пошла в гору, композиция ушла от стандарта.
Просматривая остальные фломастеры детей, вы заметите, что линия земли может быть горой и впадиной, дном реки и морскими волнами, может быть линией и лентой. С возрастом «земля», как ориентир низа исчезнет из рисунка, ученики и без того будут учитывать этот фактор в организации пространства.


И так, следим за пустотой в рисунке (композиционное равновесие в простейшем виде), и за созданием единого пространства на изобразительной поверхности (взаимосвязь объектов, хотя бы с точки зрения земного притяжения). Советы и рекомендации даются без принуждения, иначе, со временем, получим не художников, а послушников монастыря.
Рассматриваемая тема не для галочки в почасовой программе. Она должна присутствовать в головах учеников и педагога постоянно, на каждом занятии.

В профессиональном мире понятие композиционного равновесия очень сложное, оно включает в себя сведения о статике и динамике, о композиционном центре и многом другом. Надеюсь, доживём и до этого.

 


Реклама