Логика вне логики — 4

by Рахман Файзулович


Логика вне логики — 4


(Контрасты и нюансы в композиции)

Контраст-нюанс, — нить, скрепляющая все разделы «композиции». Мы способы видеть только то, что отличается от фона. Линия по светлому проводится тёмным, иначе она не будет видна.

Постепенно ослабляем нажим на карандаш, чтобы растворяясь, линия мягко вписалась в пространство бумаги. Линия переменной тональности и ширины получает пространственные характеристики. Тёмные контрастные к фону участки кажутся нам близкими, но, по мере ослабления контраста, линия  удаляется. Как видим, контраст и нюанс здесь работают вместе.

Фактуру линии можно создать искусственно, но в большинстве случаев она зависит от того, чем мы рисуем, и на чём рисуем. Черный уголь на бумаге с грубой шероховатостью даст рваную линию с характерной зернистостью. Перьевая ручка на мелованной бумаге даст линию с гладкими краями. Об искусственной фактуре будет ещё отдельный разговор.
Фактурная линия контрастирует с гладкой. Обе чёрные линии контрастны к белой бумаге, и друг к другу по толщине.

Начните перечислять виды контрастов. Что бы вы не упомянули, везде будет две стороны одной медали.
Форма, — большая и маленькая, простая и сложная, тёмная и светлая, гладкая и шершавая, прозрачная и глухая…
Цвет, — яркий, насыщенный, и тусклый, бесцветный, тёмный, и светлый, тёплый и холодный…
Настроение, — спокойное и возбуждённое, горе и радость…

Если вы философ, то у вас в голове всплывёт иной список контрастных пар: свет и тень, правда и ложь, порядок и хаос, жизнь и смерть. Одно контрастирует с другим и не отделимо от другого.

Но есть оттенки, есть нюансы одного и того же явления. Они расположены между предельными (контрастными) точками этого явления. Контраст и нюанс всегда изучаются во взаимодействии друг с другом. Мы идём к контрасту, уходя от нюанса, и наоборот, идём к нюансу, уходя от контраста.

Надо выделить композиционный центр, — усиливай контрасты и смягчай окружение.
Нужна лирика и покой, не злоупотребляй контрастами, строй композицию на нюансах.
Буйная радость не мыслима без контрастов цвета и тона.
А глубина пространства, без контраста переднего и заднего плана в размерах, в тоне, в цвете, в детализации.

И так, работая над композицией, мы помним что у нас всегда есть выбор между шепотом и криком, и всем диапазоном голосов между ними. Мы учимся делать выбор на фоне устоявшихся правил!  Вся жизнь состоит из наших попыток взлома стереотипов прошлого. Получится, обретёшь свободу творчества, и прижизненное презрение окружающих. Но потом можете рассчитывать на бессмертие.

Основные сведения о явлении контраста приводятся на отдельной странице (смотрите по ссылке — http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=107359049&journalid=3291865&go=next&categ=0).


Сами линии могут стать объектом игры. Их можно сделать толстыми, можно разодрать им края, изменить цвет или тон.
Возможно это и хаос, но хаос организованный. Пространство равномерно заполнено и ограничено рамкой. Заметьте, прямые линии рамки контрастны кривовым внутри рамки. Линии нижнего рисунка «живописно» искорёжены, и стараются не повторяться в своей направленности.

Как может дальше развиваться работа над этой композицией? А это композиция, в ней нет сюжетного смысл, но есть декоративное начало.
Играет ли  здесь какую-то роль контраст?
Казалось бы, меньше всего нам нужен контраст при создании фактуры (предложенные композиции пока больше смахивают на образцы фактур).


Рассмотрим очень распространённый приём организации путанных элементов (ветви деревьев, сети, массивы стружки или груды кирпича) во что-то запоминающееся.

Проблема в том, что человек способен держать в оперативной памяти 4 — 7 элементов. Всё, что сверх того, воспринимается не организованной массой. Уныние, вызванное кажущимся однообразием, надо сделать выразительным и незабываемым.
В таких случаях применяется визуальное членение композиции на две-три крупные части, вбирающие в себя частицы хаоса, и пространственное расслоение. В таком виде они доступны нашему восприятию.

За основу берём первый «мотив» из путанной линий.
Мы не стали избавляться от фактуры, мы сделали её элементом композиции. Рисунок приобрёл динамику ритма контрастными к сетке прямыми.

Нижний рисунок разделён по лекальной кривой на две части в контрастной тональности.


Используем второй мотив из набора кривых линий.

Можно преобразовывать, как фон, так и сам декоративный мотив, стараясь обыграть их взаимоотношения. И тут контраст способен сыграть ключевую роль, усиливая или ослабляя видимость тех или иных участков композиции.
Вновь использован приём расчленения массива разбросанных элементов на несколько ясно читаемых объектов.
Как видим, работы мало похожи на многофигурные живописные полотна. И всё же, это композиции.

Не ленитесь чаще смотреть на работу с удалённого расстояния, когда она целиком попадает в поле вашего резкого зрения.


Продолжим смаковать контраст с группой параллельных линий.

Мы столкнули лбами две противоположности, толстую и тонкую линии,  расположив их рядом. Возник контраст.

А теперь втиснем между контрастными линиями ряд других, постепенно изменяющихся, линий. Контраст по толщине смягчается промежуточными ступенями, возникли тонкие нюансы в переходах от одной линии к другой.  Угасание линий заставляет нас думать о глубине пространства. Почему? Изменение толщины высветляет линии, и воспринимается перспективным сокращением объектов. Возьмите это себе а заметку, применяется часто.


Попробуем
изучить потенциальных возможностей пучка линий переменной толщины.
Стараемся оставаться в плоскости, не прибегая к ракурсам и светотени (специфика детского рисунка).

Из множества простых в исполнении форм, я выбрал овал, чтобы пристроить к нему глазки (мне, как и детям, всё видится одушевлённым). Так появились объекты для создания композиции.
Вариантов перепробовано много, выбрал два.

Меня в начальной стадии работы всегда тянет к созданию ясно воспринимаемого с расстояния силуэта. В противном случае, после проработки образа деталями, всё будет с расстояния восприниматься безликой, мало понятной размазнёй.

Можно заниматься разработкой композиции и в технике аппликации, и карандашом,, и акварелью, нет запретов.
Однако, здесь я опираюсь на формальный графический язык, обладающий большей наглядностью в подачи учебного материала.

Надоел всем со своим контрастом, но что поделать, он и здесь присутствует, как сопоставление ясного по форме монолита и ажурно-рыхлой бесформенности. Яркое и мрачное, тонкое и плотное. Не будем пока задаваться вопросом, что же мы изображаем.

В какой-то момент появляется желание конкретизировать образ, ввести детали. Начните с минимума, с того, без чего образ просто не узнаваем. Для новичков это страшное испытание, их просто распирает от желания прорисовать всё до мелочей.

Когда принцип построения композиции для вас ясен (найден рисунок силуэта, место его размещения) приступаем к частностям.
Пробуем добавить задний план в виде светлых и толстых линий-лент. Они  заполняют собою пустоты рамки, создавая ощущение ажурности. Мы чувствуем, как расслаивается пространство за счёт множественных перекрытий одних элементов другими. Этому способствует и цвет. Самое яркое на переднем плане, самое светлое и мало насыщенное, на заднем плане.


Всем уже понятно, линии волос нужны для контраста к силуэту головы. Одно большое пятно без поддержки лёгких элементов смотрится уныло и скучно. Такие импульсивные выбросы материи из силуэта просто необходимы, они оживляют картинку. Это не частный случай, контраст плотности объектов используется в большинстве композиций. Посмотрите на картинку критическим взглядом, представьте, какие тона и цвет выбрали бы вы сами. Я не случайно остановился на тёмно-красном. Он не рвёт общий силуэт, он сливается с ним в единое пятно, создавая ощущение заднего света.

Стоило убрать рамку, и графика распласталась по бумаге. Эффект усилится, если графика местами переступит границы невидимой рамы. В таком виде рисунок хорошо согласуется со шрифтом, образуя с ним единое целое.

Если я и стараюсь детально описать каждый этап рождения композиции, так исключительно ради удобства читателей. Реальная работа подчинена импульсам души, вспышкам внутреннего озарения. Часто, воображение цепляется за незначительный пустяк, и следуя его воле, вы забываете о заученной последовательности в работе, стараясь быстро зафиксировать на бумаге смутно ощущаемую идею. Идея, это всё! Если она есть, всё остальное — дело техники. О технике «оркестровки» связанной с оформлением идеи в «товарный» вид, речь пойдёт на других страницах.
Несколько картинок мне пришлось довести «до ума», не бросать же дело на пол пути.

_________________________________________________

Задумайтесь о контрастах и нюансах, рассматривая художественные произведения. Мы умнеем не только в процессе личной практики, но и в процессе изучения мировых шедевров. В своей работе мы опираемся на наши представления о правильности и не правильности, а они формируются с годами. Учитесь находить применение контрастов у мастеров, и научитесь применять их у себя. Просто помните, у вас есть контрасты, — верные союзники в работе, спутники сочности и яркости, антиподы серости и  скуке.


Реклама