Композиция и дети — 3

by Рахман Файзулович


Композиция и дети — 3


Пространство

Отбрасывая перспективные ракурсы (возрастное ограничение), мы оставляем за собой право на применение
фронтальной перспективы, когда простым изменением размера объекта его можно зрительно
отдалить  или приблизить к нам. Не осознано, мы решаем, что к нам ближе, что дальше, анализируя для этого и другие признаки объектов.

 (510x113, 14Kb)

1 — большая деталезация объекта делает его ближним.
2 — темный толстый контур зрительно воспринимается ближе светлого.
3 — верхний объект кажется нам дальше нижнего.


 (510x113, 15Kb)

4 — больший объект кажется ближе меньшего.
5 — частичное перекрытие одного объекта другим — гарантия их разноплановости.
6 — все признаки разноплановости в комплексе.


Детям по старше можно усложнить жизнь. Возможно, их заинтересует интуитивное применение перспективы .

 (510x113, 27Kb)

7 — пространственные планы. Постепенное уменьшение объектов, и перекрытия.

8 —перспективные сокращения удаляющихся в пространстве объектов применяются
интуитивно, без каких либо вспомогательных построений и расчетов (о точке схода надо что-то рассказать).

9 — применение плоскостного рисования на декорациях в пространстве (мягкий переход к изучению азов перспективы).


Лента

Лента, как и предыдущие примеры с декорациями сцены, может служить переходным мостиком между плоскостным и пространственным рисованием.
Создание  простейших лент не требует особых умений и способности к рисованию.
К ленточным объектам применимы все учебные темы по композиции.

 (512x113, 19Kb)

Во многом лента схожа с линией, только линия имеет толщину, а лента ширину.


 (510x113, 21Kb)

Ленту можно украсить орнаментом.


 (511x113, 28Kb)

Лента сама может быть орнаментом.


 (510x113, 22Kb)

Лента может подчеркнуть пространственные, конструктивные характеристики объекта.


 (510x113, 31Kb)

На основе ленты легко создать ленточные формы усложненного профиля.


 (510x113, 25Kb)

Лента  может иметь пространственную конструкцию.

Лента, это один изметодических приёмов в подаче учебного материала.


[more]

Разброс

Распределение массива однородных объектов может закономерно изменяться  .

 (510x113, 32Kb)

 (510x113, 28Kb)

Это очень полезная тема, поскольку, «разброс» не осознанно в той или иной степени используется  в каждом рисунке.


Модуль и структурная схема

 (510x113, 25Kb)

 (510x113, 27Kb)

Цепочку можно представить, как модульную последовательность, организованную определенным образом.


 (509x113, 28Kb)

 (510x113, 29Kb)

 (510x113, 20Kb)

Одна и та же конструкция может быть заполнена различными по форме модулями.


Поверхность

Изобразительная поверхность обладает такими выразительными качествами, как формой, тоном, цветом, фактурой, размером, пространственной или плоскостной структурой.
Взаимодействуя с изобразительной плоскостью, линии способны
в той или иной степени зрительно: подчеркнуть ее плоскостные качества; деформировать ее поверхность; добиться ее пространственного расслоения; увеличить или уменьшить ее размеры.

Пожалуй, самым наглядным отображения поверхности в пространстве является сетка.

 (511x114, 36Kb)

Стоит нарушить регулярность сетки, как  поверхность моментально деформируется.
Перекрыв тонкую сетку толстой, мы получаем зрительное раслоение поверхности.


 (511x114, 73Kb)

Зрительное увеличение или уменьшение поверхности зависит и от
большей или меньшей степенью расчленённости её линиями (соответственно).

 (510x113, 59Kb)

Деформация поверхности регулярной сеткой.


Напомню, картинки со схемами даны для педагога, а не для детей. Они могут помочь разработать методику подачи определённой учебной темы.

В завершение этого раздела немного категорической лирики. В своём рисунке ребёнок сам решает, что принять от педагога, а с чем не согласиться. Передавая глубину пространства, мы уменьшаем размеры предмета по мере его удаления, логика ребёнка может допускать обратное, и мы не должны выправлять его «неправильности», рискуя потерять самое ценное в его творчестве. Обычно, дети беззаботно смешивают в одной работе примитивные приёмы рисования и более сложные, подсмотренные на стороне, контурные части рисунка могут сочетаться с цветными заливками, и не стоит стремиться втискивать юного художника в рамки профессионального ремесла. Не всё подчиняется  интересам конкурсов и выставок, для педагога приоритетом должна оставаться педагогика.


Реклама