Композиция и дети — 4

by Рахман Файзулович


Композиция и дети — 4


Дробление поверхности

Рисование можно представить, как процесс дробления поверхности. Нарисованная форма разбиваенся на отдельные цветовые элементы.
К этому можно отнестись педантично, используя ограничения, которые  помогают определить стилистику рисунка.

Закономерность в разбивки поверхности.
Членение поверхности: параллельными прямыми, пересекающимися прямыми, лекальными кривыми не пересекающимися (ограничения).


“Меандр” — один из самых известных орнаментов Древнего мира. Для меня он интересен свойством симметричного делния ленты на две равные полосы ломанными и лекальными линиями своих завитков. Возможность разделить поверхность на равные площади одной кривой линией для детей весьма неожиданна. Они всегда с интересом выполняют эти задания, находя, прой, весьма неожиданные решения.


Масштаб

 (511x114, 38Kb)

 (510x113, 37Kb)

[more]

 (510x113, 26Kb)

Контрастный масштаб создает контраст количественного соотношения деталей (многое рядом с малым).
Контраст направлений узора. Контраст пространственный.


Выделение

Нам постоянно приходится что-то выпячивать, а что-то прятать в работе над композицией.  Чаще всего мы это делаем, используя тональные соотношения фона и объекта.

 (510x114, 22Kb)

 (509x113, 23Kb)

Силуэт виден предельно отчетливо, если фон предельно контрастен к нему.
По мере уменьшения контраста между фоном и силуэтом, видимость силуэта ослабевает.


Ступенчатая градация тона

Ступенчатая градация, это всё тоже дробление поверхности.
Градации тоновых шкал могут различаться количеством промежуточных тонов и закономерностью изменения плотности каждого тона. Плотность может изменяться равномерно, а может и равноускоренно. Закономерности может и не быть, тогда шкала определяется произвольно. Плотность средней ступени светлотного тона, сдвигаясь в сторону,  может находиться в союзе с одним из крайних тонов или сохранять нейтралитет, оставаясь в центре.

 (436x458, 103Kb)

Проще говоря, у нас есть выбор. Рисунок можно выполнить в плавных переходах тона или в ступенчатых переходах. Можно применить два тона, а можно десять ступеней.


Таблицы

Не знаю как обозначить этот материал, но мне он часто помогал в минуты  неопределённости перед началом занятий с детьми.


Рисование таких почеркушек помогало осмыслить прошедший урок. Из них и оформились таблицы. Возможно, кто-то сможет разобраться в этой мозаике, и использует темы в своей работе.


Любой рисунок можно выполнить в разной степени сложности.
Степень сложности рисунка отражает возрастные особенности ребенка и
уровень его подготовки.


От единичного объекта к нескольким.
Обогащение рисунка простыми деталями, соответствующими содержанию образа.
Можно сказать, рисунок содержит простейший сюжет.


Изучение различных принципов организации подобных объектов.
Подобие изобразительных элементов стилистически организует рисунок в единое целое.
В основе рисунка используется один вид геометрической фигуры — прямоугольник, круг или треугольник.
В основе рисунка используются три основных вида геометрических фигур — прямоугольник, круг и треугольник.


Обогащение рисунка простыми деталями.
Комбинирование и наложение друг на друга различных силуэтов (одушевление деталями).
Способы организации последовательностей.
Человек из любой формы.


Поиск движения образа с помощью структурной схемы.
Знаки зрительной ориентации в детальной характеристики образа созданного на основе простых геометрических тел.


У детей не было заданий нарисовать  лето или зиму в лесу. После предварительной беседы о каком-либо техническом или композиционном приёме,  каждый рисовал то, что ему было интересно. Мне хотелось, чтобы они научились осознанно применять в своей практике холодные и тёплые цвета, контраст, подобие, пространственные планы. На этом и строился наш процесс обучения.


Надеюсь, читатели с юмором и пониманием отнесутся к моим заморочкам, к моему болезненному стремлению всё разложить по полочкам, Я знаю, искусство не любит рассчёта, но в учёбе и, тем более, в преподовании он бывает полезен.
Как-то раз, я попытался в отдельных статьях завести разговор о композиции для детей более  свободно и детально на человеческом языке, и мне это понравилось. При желании, просмотрите четыре странички в рубрикеу «Логика вне логики».

 

Реклама